Передаётся что однажды к Ильясу (мир ему) пришёл ангел смерти, чтобы забрать его душу. Ильяс (мир ему) расстроился и сильно заплакал. Ангел смерти спросил его: «Что это за печаль и плачь, о, пророк Аллаха? Ты переживаешь за этот мир или боишься смерти?». Ильяс (мир ему) ответил: «Нет. Но я переживаю, что больше не смогу поминать Аллаха. После меня люди будут собираться и поминать Его, а я не смогу это делать». Всевышний Аллах обратился к ангелу смерти: «Оставь его о, ангел смерти. Пусть живёт в Моём поминании, находится в садах Моего общения до конца этого мира».
Усман (да будет доволен им Всевышний Аллах), когда проходил рядом с могилой, останавливался и плакал так, что промокала его борода. У него спросили: «О, правитель правоверных! Ты говоришь о Рае и Аде, об ужасах Дня суда и не плачешь, а когда говоришь о могиле то плачешь?!». Он ответил: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Могила — первая ступень грядущей жизни и последняя мирской. Кто спасётся здесь, там дальше будет легче, а кто не спасётся, дальше будет тяжелее». Усман (да будет доволен им Всевышний Аллах) сказал: «Если я буду в Аду, буду с людьми, в День суда тоже с людьми, а в могиле со мной не будет никого, поэтому я плачу». Из книги «Ниша светочей».
Передаётся, что, когда умерла Фатима «Сияющая», дочь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) несли её носилки четверо: её муж Али, её сыновья Хасан и Хусейн, и Абу Зарр Аль-Гифари (да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах). Когда они опустили носилки на край могилы, Абу Зарр сказал: «О, могила! Известно ли тебе с кем мы пришли к тебе? Это Фатима «Сияющая», дочь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), жена Али коим доволен Господь, мать Хасана и Хусейна». Они услышали голос из могилы: «Я не место знатности и родовитости, а место праведных деяний, спасётся от меня лишь тот, у кого много добра, чистое сердце и искренние деяния». Из книги «Ниша светочей».
Факих Абу Ал-Лейс Ас-Самарканди сказал: «Кто хочет спастись от наказания в могиле, должен соблюдать четыре вещи и остерегаться четырёх других. Он должен регулярно молиться, делать подаяние, читать Кур'ан и больше поминать Аллаха, это всё освещает и расширяет могилу. Остерегаться лжи, предательства, сплетен и мочиться стоя». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Очищайтесь от мочи, ибо все наказания могилы от неё». Из книги «Ниша светочей».
Некоторые учёные считают, что наказание могилы только для души, но не для тела. Другие наоборот, что для тела, а не для души. Третьи что для души и тела и много других мнений. Если спросят, как можно наказывать тело бездушное ведь оно не испытывает ничего? Я отвечаю, что Аллах способен создать в нём частичку жизни, не возвращая в него душу, иначе придётся вновь её забирать, чтобы тело испытывало боль или наслаждение. Некоторые учёные считают, что душа вновь возвращается в тело как при жизни и его усаживают и допрашивают. Другие говорят, что допрашивать будут только душу. Другие что душа входит вновь в тело, но только до груди, другие что находится между телом и саваном. На всё это есть аргументы в хадисах. Учёные говорят, что самое главное, чтобы человек верил в наказание могилы, а как это будет происходить его не должно заботить. Из комментариев к «Вероубеждениям».
С выходом из тела, наша душа попадает в другое измерение, другой мир, который не доступен взору и знаниям человека. Душевные муки не легче телесных, поэтому наказание в могиле о котором говорится в хадисах прежде всего направлены на наказание души, которая, совершала грехи, используя свое тело, разум и все блага, дарованные ей Аллахом. Душа будет испытывать огромную ответственность за совершенные поступки, но что – либо исправить уже не будет возможности. Мы должны беречь свою душу, и свое тело от всего дурного, ведь все запретное несет вред как для души, так и для тела, в виде болезней тела в этом мире и в виде мучения души в могиле.