Пятница 29 марта 2024 г.
Фаджр
03:55
Восход
06:14
Зухр
12:46
Аср
17:01
Магриб
19:11
Иша
21:04
Вконтакте Одноклассники Youtube

Фетвы (вопрос-ответ)


Зикры после утренней и вечерней молитвы

Зикры после утренней и вечерней молитвы
Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Мира вам, милости Аллаха и Его благословений.

Зикр должен быть многократным, как сказал Всевышний Аллах:

«وَالذَّاكِرِينَ اللَّهَ كَثِيرًا وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللَّهُ لَهُمْ مَغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا»

«И поминающим много Аллаха мужчинам и женщинам уготовил Аллах прощение и награду великую» (Сура «Аль-Ахзаб» – «Союзные племена», аят 35). Аллах завершает повествование о благодеяниях многократным зикром, говоря:

«يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْرًا كَثِيرًا»

«О уверовавшие! Поминайте Аллаха многократно» (Сура «Аль-Ахзаб» – «Союзные племена», аят 41).

Абдулла бин Биша Аль-Мазини (да будет доволен им Аллах) поведал: «Пришел как-то один бедуин к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) с вопросом: „Кто лучший из людей?“ Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: „Счастье тому, чья жизнь долголетняя, и у него прекрасные дела“. Бедуин спросил: „О Посланник Аллаха! Какое из деяний наилучшее?“ Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дал ответ: „То, при котором твой язык остается влажным от поминания Аллаха в час, когда ты будешь покидать этот мир“».

Всевышний Аллах, так разъяснил формы зикра:

«الَّذِينَ يَذْكُرُونَ اللَّهَ قِيَامًا وَقُعُودًا وَعَلَى جُنُوبِهِمْ»

«Они поминают Аллаха стоя, сидя и на своих боках (лежа)» (Сура «Аль-Имран» – «Семейство Имрана», аят 191), – то есть днем и ночью, на суше и на море, в пути и дома, в богатстве и бедности, в здравии и болезни, и не осталось у сына Адама четвертого состояния.

Также Всевышний Аллах сказал:

«فَإِذَا قَضَيْتُمُ الصَّلَاةَ فَاذْكُرُوا اللَّهَ قِيَامًا وَقُعُودًا وَعَلَىٰ جُنُوبِكُمْ»

«И когда завершите молитву, то поминайте Аллаха стоя, сидя и на ваших боках» (Сура «Ан-Ниса» – «Женщины», аят 103).

Один из ученых отметил: «Всевышний Аллах, предписывая рабам Своим какой-либо фард, обозначал его определенный предел, на котором тот заканчивался, и устанавливал уважительные причины, по которым можно было бы его не выполнять, кроме зикра. Он не ограничил его пределом, и, значит, нет причин его оставлять, исключая тех, кто потерял рассудок».

Всевышний Аллах сказал:

«فَإِذَا قَضَيْتُمْ مَنَاسِكَكُمْ فَاذْكُرُوا اللَّهَ كَذِكْرِكُمْ آبَاءَكُمْ أَوْ أَشَدَّ ذِكْرًا»

«И когда завершите вы ваши обряды паломничества, то поминайте Аллаха так, как вы поминаете отцов ваших, или больше этого» (Сура «Аль-Бакара» – «Корова», аят 200).

Ученые разъясняют это сравнение с нескольких позиций:

а) как будто Всевышний Аллах говорит: «Я знаю, что вы по своей небрежности не будете поминать Меня, но поминайте меня не как своих детей, поминайте меня, как вы поминаете ваших отцов»;

б) человек вспоминает своего отца возвеличивая, а отец сына – с жалостью. Всевышнему Аллаху соответствует возвеличивание, а не жалость;

в) «Ты появился от отца на свет, но, в действительности, по воле Моей, поэтому ты любишь Меня так, как любишь своего отца, а Я люблю тебя как ребенка, хотя Я превыше того, чтобы иметь жену и ребенка»;

г) «…то поминайте Аллаха так, как вы поминаете отцов ваших или больше этого», означает поминать единобожием, потому что если сын причисляет себя не к своим родителям, то он изгоняем и порицаем. Так и ты не создавай себе множество богов и стыдись придавать Аллаху сотоварищей;

д) «Ты вспоминаешь о своем отце, когда тебе требуется помощь в серьезных делах, поэтому поминай Меня как ребенок, который вспоминает своего отца, когда случается беда»;

е) Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал: «Когда плохо говорят о твоем отце, ты негодуешь, и так же ты должен негодовать, когда плохо говорят об Аллахе»;

ж) первые слова, которые произносит ребенок, когда начинает говорить, – это мать и отец, и так же твоя речь должна начинаться с поминания Аллаха;

з) твой язык всегда влажен от упоминания достоинств твоего отца, и так же он должен быть у тебя всегда влажным от восхваления и возвеличивания Всевышнего Аллаха.

В других аятах Всевышний Аллах говорит о значении мудрости зикра. Всевышний Аллах сказал:

«الَّذِينَ آمَنُوا وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكْرِ اللَّهِ ۗ أَلَا بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ»

«Сердца уверовавших находят успокоение в поминании Аллаха, воистину, в поминании Аллаха – успокоение сердец» (Сура «Ар-Ра’д» – «Гром», аят 28).

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что все виды зикра разрешены и очень важны, а если сердце человека закрыто от поминания его Господа, то никто не в силах распечатать его кроме самого Всевышнего Аллаха. 


Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку