Текущее время
Сегодня Суббота 20 Апреля 2019 года
Вконтакте
Одноклассники
Youtube
Instagram
Время намаза для г. Тюмень

Фаджр 02:25

Восход 05:17

Зухр 12:40

Аср 17:33

Магриб 19:57

Иша 22:11

Введите ваш эл.адрес:

Правильное и искреннее выполнение молитвы. Зайд бин Халид Аль-Джухани (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал как-то: 

«Совершившему достойное омовение, а после исполнившему два ракаата молитвы безукоризненно, будут прощены все предыдущие прегрешения».
Приводит Абу Дауд. 

6 столпов веры

Совет муфтиев России

Антитеррор

Фетвы (вопрос-ответ)

Задать вопрос

Ваше имя*
Электронная почта*
Текст вопроса*
Введите символы с картинки *

Ответы на ваши вопросы

О имянаречении Вопрос: Расскажите пожалуйста о имянаречении

Ответ:

Обряд имянаречения имеет ряд желательных действия, среди которых произнесение в правое ухо младенца азана, а в его левое ухо икамата.

О, Аллах! Как прекрасно сказал поэт:

Призыв азана слышит каждый человек

Младенцем и в молитве после смерти,

Как знак того, что скоротечен век –

Между азаном и мольбой отмерьте.

О, Аллах! Как прекрасно сказал другой поэт:

В слезах сын Адама был матерью рождён

Под смех и радость у людей вокруг.

Стремись, чтоб счастьем был ты осенён

У края жизни под людской рыданий звук.

Следует знать, что азан может прочитать и не отец, как передал Ат-Тирмизи. Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) прочёл азан в ухо Аль-Хусейну (да будет доволен им Всевышний Аллах), когда его родила Фатима. Передал Ибн Ас-Сунни от Аль-Хусейна бин Али (да будет доволен им Всевышний Аллах): «Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует): «Если тот, у кого родился младенец, прочтёт ему азан в правое, а икамат в левое ухо, то этому младенцу не навредит Умм Ас-Сыбьян». Умм Ас-Сыбьян – джинн женского рода, преследующая беременных женщин.

Мудростью чтения азана и икамата является то, что первое услышанное ребёнком после прихода в этот мир будут слова единобожия его Господа, Велик Он и Всесилен, так же, как повторяется над ним символ единобожия, когда он покидает этот мир. Является желательным прочесть и суру «Аль-Ихляс» - «Искренность» в правое ухо ребёнка, ибо приводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) читал её в ухо новорождённого.

У суры «Аль-Ихляс» - «Искренность» великие достоинства, и об одном из них сказал Абу Хурайра (да будет доволен им Всевышний Аллах): «Я возвращался с Посланником Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) и он услышал человека, который читал: «Он – Аллах Един» и Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) сказал: «Обязателен!». Я спросил: «Что о, Посланник Аллаха?!». Он ответил: «Рай». Абу Аюб (да будет доволен им Всевышний Аллах) приводит: «Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует): «Может ли один из вас за одну ночь прочесть треть Кур’ана? Прочитавший: «Он – Аллах Един» - прочёл треть Кур’ана». Передал имам Ахмад бин Ханбал (да будет доволен им Всевышний Аллах) от Му’аза бин Джабаль: «Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) сказал: «Прочитавшему: «Он – Аллах Един» десять раз от начала и до конца, воздвигнет Аллах, Велик Он и Всесилен, дворец в Раю». Умар (да будет доволен им Всевышний Аллах) сказал: «В таком случае мы будет читать (её) больше о, Посланник Аллаха!». Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует): «Аллах больше и лучше».

Также у многих аятов и сур есть особенности, приносящие чтецам награду. В пример этому приводятся от Пророка (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) хадисы об аяте «Аль-Курси» - «Аят Трона». Убаю Бин Ка’б (да будет доволен им Всевышний Аллах) сообщил его отец (то есть Ка’б), что у них было место хранения урожая фиников, и он заметил, что количество урожая уменьшается. В одну из ночей он охранял финики и увидел животное, похожее на юношу. Он (Ка’б) поприветствовал его и тот ответил ему на приветствие. Я (Ка’б) спросил: «Ты джинн или человек?». Он ответил: «Джинн». Я сказал: «Дай мне твою руку», и я увидел, что это собачья лапа с собачьей шерстью и добавил: «Это облик джиннов». Он ответил: «Джинны знают, что среди них нет никого сильнее меня». Я спросил: «Что подтолкнуло тебя к тому, что ты сделал?». Он ответил: «Дошло до меня, что ты любишь жертвовать, и поэтому я пожелал украсть из твоей еды». Я спросил: «Что нас защитит от вас?» Он ответил: «Этот аят, "Аят Аль-Курси» - «Аят Трона». И я оставил его. Утром Убай отправился к Посланнику Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует), и поведал ему об этом. Он сказал: «Правду сказал окаянный». Передал этот хадис Ибн Хиббан с цепочкой «Ат-Таргиб» - «Побуждение».

Передал Аль-Хаким: «В суре «Аль-Бакара» - «Корова» есть аят - господин всех аятов Кур’ана, если он читается в доме, где есть шайтан, тот покидает его – это "Аят Аль-Курси» - «Аят Трона»». Так же приводятся особенности «Аль-Муа’ввазатан», то есть сур «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас». Сказал У’кба бин А’мир: «Когда я шёл вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) между Аль-Джуффа и Аль-Абва, нас накрыл ветер и кромешная тьма. Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) начал молить о спасении, читая суры «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас», а затем сказал: «О, У’кба! Молись, читая их, ибо нет ничего подобного им в мольбе о спасении». Он (У’кба) сказал: «Я слышал, как он читал их, руководя нашей молитвой». О суре «Ясин» Пророк (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) сказал: «Сердце Кур’ана – «Ясин», если человек читает её ради Аллаха и Вечной жизни, он будет прощён. Читайте её вашим покойным». Передаёт этот хадис имам Ахмад.

Вновь вернёмся к тому, о чём мы говорили, а именно, что читать в ухо новорождённого. Учёные сказали: «Как чтение суры «Аль-Ихляс» - «Искренность» в его ухо считается сунной, так же сунной является чтение дуа:

وِ إِنِّي أُعِيذُهَا بِكَ وَ ذُرِّيَّتَهَا مِنَ ٱلشَّيْطَانِ ٱلرَّجِيمِ

«И я прошу у Тебя защитить её и потомство её от проклятого Сатаны». Сура «Аль Имран» - «Семейство Имрана», 36 аят.

Некоторые ханафиты считают: «Новорождённого следует завернуть в чистый, белый материал, но не в жёлтый». Желательно разжевать для новорождённого финик, открыть ему рот и протереть нёбо, чтобы немного попало в его организм, если фиников нет, то что-то сладкое, например, мёд. Необходимо проделать эту процедуру благому человеку, ибо младенцев приносили Посланнику Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует), и он молился за них и разжёвывал им финик, но если нет мужчины, то его заменит праведная женщина.

Сказал имам Аль-Газзали: «Желательно, когда ребёнок только начинает говорить, научить его «Нет Бога, кроме Аллаха», чтобы они были его первыми словами». Одним из прав ребёнка перед покровителем - получить от него хорошее имя. Сказал Пророк (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует): «Вас будут призывать в День Суда по вашим именам и именам ваших отцов, поэтому давайте красивые имена, а самые лучшие имена из всех: Абдулла и Абдуррахман».

Желательно провести имянаречение на седьмой день со дня рождения. Следует произвести имянаречение и выкидышу, согласно приведённому об этом хадису, и если этого не сделать, то мёртворождённый ребёнок будет требовать с него это в День Суда. Доводит Аль-Газзали, что выкидыш в День Суда устремится к своему отцу с упрёком: «Ты потерял меня, ты оставил меня, и я безымянный!». Если неизвестен пол мёртворождённого, мальчик или девочка, то даётся имя, которое подходит обоим, как например Хамза, Тальха, А’ммара и тому подобное. Сказал имам Малик: «Не даётся имя ребёнку, не подавшему голоса (мертворождённому)».

Желательно сменить плохое имя. Приводится, что Пророк (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) изменил имя А’сыя (непослушная) на Джамиля (красивая). Приводится в двух сборниках «Сахих», что Зайнаб звали Барра (благочестие) и ей сказали: «Ты хвалишь себя», поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) переименовал в Зайнаб. Приводится в сборнике «Сахих»: «Пророк (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) спросил у пришедшего к нему человека: «Как тебя зовут?». Он ответил: «Хазн (чёрствый, грубый)». Пророк сказал: «Ты Сахль (мягкий)». Мужчина сказал: «Я не изменю имя, которым назвал меня мой отец». У него и его детей так и осталась эта грубость». Из этого становится понятным ошибка того, кто называет своего ребёнка раб (абд) того-то, или того-то (то есть человека), но противится назвать его Абдулькадир, Абдульмалик или Абдуррахман. Разве не знает он секрета, приводящегося в некоторых тафсирах, Слова Всевышнего Аллаха:

فَلَمَّآ آتَاهُمَا صَالِحاً جَعَلاَ لَهُ شُرَكَآءَ

«И когда Он дал им праведного ребёнка стали они придавать Ему сотоварища …». Сура «Аль-А’раф» - «Барьер между Адом и Раем», 190 аят. Это помни и не забывай.
Из книги "Благоухание проповедей", шейх Хайруддин Абу Аль-Баракат бин Махмуд Аль-Алюси ханафитский.

Перевод: Дамир-хазрат Нафиков


Имеет-ли право Имам-Хатыб мечети запретить мусульманину присутствовать на пятничном намазе Вопрос: Ассаляму алейкум Дамир хазрат! У меня вопрос. Имеет-ли право Имам-Хатыб мечети запретить мусульманину присутствовать на пятничном намазе, и вообще запретить приходить на молитву в мечеть при этом не объяснив причину запрета? Грех-ли если я посещаю мечеть, не смотря на запрет Имама-Хатыба? 

Ответ:

Ва алейкумуссалям.
Имам имеет право не допускать в мечеть лица, представляющие угрозу для жизни прихожан или лица, срывающие богослужение, ведущие себя не подобающим образом. Если возникает конфликт между прихожанином и имамом, то лучше избегать обострения, и если есть возможность исполнить молитву в другой мечети, то отправиться туда. Если мечеть одна, то намаз-джума исполнять в мечети, стараясь не сталкиваться с имамом.
Только Аллах Всезнающий!
Дамир-хазрат Нафиков.


Как выносится тело покойника из дома во двор и со двора на дорогу Вопрос: Ассаляму алейкум ва Рахматуллахи ва барокатху.

Мне очень хотелось узнать - как выносится тело покойника из дома во двор и со двора на дорогу - на кладбище, головой вперёд или ногами вперёд»?

Ответ:

Ва алейкумуссалям ва рахматуЛлахи ва бакатух.

Это не принципиально, но если нести тело покойного в табуте, то получается головой вперёд.


Изображения всех существ в исламе Вопрос: Изображения всех существ в исламе запрещены. Почему на этот запрет не обращают сейчас те, кто себя считает мусульманами? 

Ответ:

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Сильнейшее наказание в День суда для тех, кто изображает творения Аллаха". Приводит Аль-Бухари в книге одеяний, глава "На какие изображения можно наступать", хадис 5954, и Муслим в книге одеяний и украшений, глава "Ангелы не входят в дом, где есть собака и изображение", хадис 2107. Причиной этого изречения стало то, что, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел изображения на подушке в доме госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах), он не стал входить к ней. Она спросила: "Я каюсь перед Аллахом и Его посланником! В чём я согрешила?". Он спросил: "Что с этой подушкой?". Она ответила: "Я купила её для тебя, чтобы ты сидел на ней или подкладывал под голову". И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Воистину, в День суда получат наказание обладатели этих изображений и будет сказано им: "Оживите то, что вы сотворили". И он добавил: "Воистину, ангелы не войдут в дом, где есть изображения".


Из всех этих риваятов учёные сделали вывод о запретности (то есть макруха тахримия) изображений при следующих условиях:

1. Изображение живого существа, имеющего душу. Не запрещено изображать живую и не живую природу.

2. Изображение животного должно быть полноценным, то есть изображено со всеми частями тела, при отсутствии которых в реальной жизни оно не смогло бы существовать.

Например, если у животного нет головы или половины тела, и оно не сможет жить в таком состоянии в реальной жизни, то это не запрещено. Если в реальной жизни животное в таком виде может жить, то так его нельзя изображать и нельзя покупать это изображение.
Но если всё таки оно изображено или уже куплено, то его можно применять, при условии что его не используют, как, например, ковёр или посуда из которой едят или пьют, так как разрезать ковёр или ломать посуду является порчей имущества. Из книги "Помощь ищущему", 3/361. Фетва шейха Нух Али Салман из книги "Энциклопедия прежних факихов", Управление фетв Иордании. Перевод: Дамир-хазрат Нафиков

Если человек изображает живые существа - это грех, но он не выводит человека из Ислама.


Будут ли считаться разводом слова женатого человека, который на вопрос: «Есть ли у него жена?», отвечает, что нет?» Вопрос: Будут ли считаться разводом слова женатого человека, который на вопрос: «Есть ли у него жена?», отвечает, что нет?»

Имам Хатиб аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет следующее:
لو قال شخص لآخر: فعلت كذا؟ فانكر، فقال: إن كنت فعلت كذا فامراتك طالق فقال: نعم وكان قد فعله لم يقع الطلاق... ولو قيل له: "ألك زوجة" فقال: "لا" لم تطلق وان نوى؛ لانه كذب محض
«Если один спросит другого: “Сделал ли ты то-то?”, а человек будет отрицать и на следующий вопрос: “Если ты совершил упомянутое, то твоя жена разведена», ответит:” Да”, то развод не считается... Также если кого-то спросят: “У тебя есть жена?”, и он ответит: “Нет”, развод недействителен, даже если он имел намерение дать ей развод так как это откровенная ложь». [См.: Мугни аль-Мухтадж, т. 4, с. 581].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Если человек дает заведомо ложный ответ о своем семейном положении и даже клянется, развод недействителен.
Отдел фетв Муфтията РД

Что об этом говорят ученые – ханафиты?

Ответ:

Упомянутое автором книги "Мугни аль-Мухтадж" условие, что развода не будет не сильно отличается от мнения учёных-ханафитов.

Шейх, профессор Абдурраззак Ас-Са'ди
Перевод: Дамир-хазрат Нафиков


Табиины Вопрос: Как называют, тех кто жил и уверовал во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но не видел его?
Ринат, ЯНАО. 

Ответ:

Тот, кто не встречался и не видел сам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), не считается сподвижником. Исходя из этого, мухаддисы считают уверовавших при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует,) но не видевших его - табиинами. Они называют их термином " المخضرمون من التابعين " - "мухадрамун" от глагола "خَضْرَمَ " - "хадрама" – смешивать. Этот термин используется в отношении данной группы людей из - за того что они застали и джахилию (доисламский период арабского народа), и ислам, в отличие от простых табиинов, которые застали только ислам.


Абу Абдулла Аль-Хаким сказал: "Мухадрамун из табиинов - это заставшие джахилию и жизнь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но у них нет статуса сподвижника. Это Абу Раджа Аль-Атариди, Абу Ваиль Аль-Асади, Сувейд бин Гафаля, Усман Ан-Нахди и другие из числа табиинов". Из книги "Познание наук хадиса", стр. 44.

Хафиз Абу Амр бин Ас-Салях (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Это заставшие джахилию и жизнь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но у них нет статуса сподвижника. В единственном числе "مخضرَم" - "мухадрам", بفتح الراء - буква "ра" с фатхой от глагола " خُضْرِم", то есть отделены от своих сверстников, заслуживших статус сподвижников. Муслим упоминает двадцать человек из них: Абу Амр Аш-Шайбани, Сувейд бин Гафаля Аль-Кинди, Амр бин Маймун Аль-Авди, Абд Хайр бин Язид Аль-Хайвани, Абу Усман Ан-Нахди, Абдуррахман бин Малль и Абу Ал-Халяль Аль-Атаки Рабиа бин Зарара". Из книги "Введение", стр. 179.

Также слово «мухадрам» означает находиться между двумя делами. Хафиз Аль-Ираки (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Мухадрам находится между сподвижниками, потому что он застал и джахилию, и ислам, и табиинами, потому что он не видел Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он находится между двумя делами". Из книги "Привязка и разъяснение", стр. 323.

Только Аллах Всезнающий!
Дамир-хазрат Нафиков.


Намаз путника Вопрос: Ас саляму алейкум. Имеет ли право путник в обязательном намазе не читать за имамом 4 раката обеденного намаза, прочитать свои 2 и удалиться с ряда? 

Ответ:

Ва алейкумуссалям

Путник не имеет права выходить из намаза имама до тех пор, пока имам не завершит молитву. Сокращение молитвы является сунной, а следование за имамом ваджибом. Если он исполнит два ракаата и выйдет из намаза, который ведет имам, то в данном случае его молитва недействительна.

Только Аллах Всезнающий. 


Косметика и парфюмерия мусульманки. Вопрос: Многие мусульманки, исполняющие намаз, носящие платок используют много косметики и парфюмерии. Как на это смотрит шариат?
Денис, Уфа. 

Ответ:

Хвала Аллаху, благословения и приветствия Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам.

Мусульманке, выходя из дома, даже в мечеть, нельзя использовать духи. Приводит Муслим в своём сборнике хадисов "Сахих" от Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Любая женщина, умастившаяся благовонием, пусть не исполняет с нами последней ночной молитвы". В другом риваяте приводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Те из вас (женщин), кто идёт в мечеть, пусть не применяет благовония".

От Абу Мусы Аль-Аш'ари (да будет доволен им Аллах) приводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Любая женщина, умастившаяся духами, чтобы проходящие мимо мужчины почувствовали её аромат - прелюбодейка, а каждый глаз - прелюбодей". Приводит Абу Дауд, Ан-Насаи, Ибн Хузейма, Ибн Хиббан и Аль-Хаким.

Приводит Аль-Манави в комментариях "Изобилие Всемогущего" к "Малому сборнику": "Женщина, умастившаяся духами и прошедшая рядом с мужчинами, вызывает их страсть своими духами и вынуждает их бросать взоры на неё. Каждый, кто посмотрел на неё - совершил прелюбодеяние глазами своими, а она зарабатывает большой грех, за то, что вызывает их страсть и взоры, и будоражит сердце. Так как она является причиной прелюбодеяния мужчины глазами, то и она прелюбодейка".

Пусть Всевышний Аллах упасёт от этого и избавит, по милости Своей! Амин!

Только Аллах Всезнающий!

Дамир-хазрат Нафиков


Разрешено ли играть в шахматы? Вопрос: Многие играют в шахматы и говорят, что это разрешено. Они распечатывают фетвы с интернета и аргументируют этим. Разъясните, пожалуйста, статус игры в шахматы по шариату.
Денис, Уфа. 

Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Хвала Аллаху Господу Миров, благословения и приветствия Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам.

Ахмад бин Мухаммад бин Али бин Хиджр Аль-Хайтами Ас-Са'ди Аль-Ансари Шихабуддин Шейх -уль-ислам Абу Аль-Аббас (ум. 974 г.х.) сказал в своей книге "Удерживающее от совершения великих грехов": "Четыреста сорок пятый великий грех - игра в шахматы.

Большинство учёных говорят о запретности игры в шахматы. Некоторые учёные говорят, что это разрешено, если нет ставок, игра не приводит к пропуску молитвы или раздорам и прочему.

Приводит Абу Бакр Аль-Асрам в своём "Сборнике" по своей цепочке от Василя бин Аль-Аска' (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Воистину Всевышний Аллах ежедневно триста шестьдесят раз смотрит на творения Свои, но нет доли в этом для владельца шаха". Абу Бакр Аль-Асрам говорит, что владелец шаха - это игрок в шахматы, потому что он говорит (во время игры): "Шах".

Приводит Абу Бакр Аль-Аджурри по своей цепочке от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Когда вы будете проходить мимо тех, кто играет в нарды, шахматы и в другие азартные игры, то не приветствуйте их. Воистину, когда они собираются и принимаются за эти игры приходит к ним Сатана с воинством своим, и будут они играть, пока не разойдутся подобно собакам, которые собираются над трупом и едят, пока не наполнят свои животы и после этого расходятся".

Доводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Самое страшное наказание из всех людей в День суда предназначено для владельца шаха (то есть игроку в шахматы) не видишь ли ты, что он говорит: "Я убил его и, клянусь Аллахом, он умер!". Клянусь Аллахом, всё это ложь и обман на Аллаха!".

Али (да возвысит Аллах лик его) сказал: "Шахматы - азартная игра не арабов". Проходя рядом с игравшими в шахматы, он сказал: "Что это за фигурки, за которыми вы усердствуете?! Держать одному из вас уголёк, пока тот не потухнет лучше для него, чем касаться их (этих фигурок). Клянусь Аллахом не для этого вы были сотворены!".

Так же он (да будет доволен им Аллах) сказал: "Игрок в шахматы лжёт больше других. Один из них говорит, что убил, но он не убивал, говорит, что он умер, но он не умирал".

Абу Муса Аль-Аш'ари (да будет доволен им Аллах) сказал: "В шахматы играет только грешник".

У Исхака бин Рахавейха спросили: "Видите ли вы в шахматах беду?". Он ответил: "Все беды в них". Ему сказали: "Воины на границе играют в них ради военной тактики". Он сказал: "Это грех".

У Мухаммада бин Ка'б Аль-Куразы спросили об игре в шахматы и он ответил: "Самое меньшее, что будет с игроком в шахматы в День суда, что он будет в опасности". Также он сказал: "Он будет воскрешён с грешниками".

У Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах) спросили о шахматах, и он ответил: "Они хуже азартных игр". С этим совпадает мнение имама Малика (да будет доволен им Аллах). Когда его спросили о шахматах, он ответил: "Шахматы как нарды". Раньше уже было сказано, что большинство учёных считают нарды великим грехом.

Имам Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: "Дошло до нас, что Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) был опекуном сироты и среди наследства, оставленного отцом сироты были шахматы. Ибн Аббас сжёг их, и если бы можно было в них играть, то он не стал бы их сжигать, потому что это имущество сироты. Так как играть в них запрещено, поэтому он их сжёг. Шахматы из разряда вина, если оно обнаружено в наследстве сироты, то его надо вылить. Это мазхаб учёного мужа этой уммы Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах)".

У Ибрахима Ан-Нахаи спросили: "Что ты скажешь об игре в шахматы?". Он ответил: "Играющий в них проклят".

Слово Всевышнего:

وَ أَنْ تَسْتَقْسِمُوا بِالْأَزْلَام

"... и (запрещено) чтобы гадали вы на стрелах". Сура "Аль-Маида" - "Трапеза", 3 аят. Ваки' и Суфьян, толкуя эти слова сказали, что это шахматы.

Муджахид сказал: "Перед всяким покойным предстанут образы тех, с кем он проводил время. Когда наступит смертный час игрока в шахматы, скажут ему, повтори: "Нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммад - Посланник Аллаха", а он будет повторять: "Шах! Шах!", и так он умрет. Одолевает его язык то, что он привык повторять при жизни, играя в них. Вместо того, чтобы произнести символ веры, он произносит эти бесполезные слова. Честнейший (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что если последними словами человека в мирской жизни будут слова символа веры, то он войдёт в Рай без какого-либо наказания. Несомненно, каждый мусульманин войдёт в Рай, даже получив наказание. Из этих хадисов следует, что произнесение перед смертью символа веры даёт определённые привилегии. Либо он войдёт в Рай вместе со спасшимися от Ада без наказания, или Аллах, Свят Он, облегчит наказание, которое он заслужил и он войдёт в Рай раньше того срока, который был бы ему назначен в том случае, когда он покинул мир без произнесения слов шахады.

Тот кто заканчивает свою жизнь словами: "Шах!", подобен тому, кто употреблял вино и когда ему вторят символ веры, он говорит этому человеку: "Выпей и налей мне!" и умирает. Нет силы и мощи ни у кого, кроме как у Великого Аллаха! Подтверждением этому служит известный хадис: "Человек умирает на чём жил, и будет воскрешён на чём умер". Молим Всеодаривающего, Щедрого Аллаха по милости и щедрости Его, умертвить и воскресить нас в наилучшем состоянии и предстать перед Ним с Его довольством! Амин!

В фетвах имама Ан-Навави сказано: "Шахматы запретные по мнению большинства учёных, и у нас тоже, если из-за них пропускается время намаза или в случае, если играют на деньги. Если этого нет, то играть в них нежелательно, по мнению имама Аш-Шафии, и запрещено по мнению других".

Думайте сами, решайте сами - играть или не играть!


Талак Вопрос: Ассаламу алейкум!
Как поступить если человек сказал своей жене: "Я тебе тысячу таляков даю!"?
Артур, Уфа. 

Ответ:

Хвала Аллаху, благословения и приветствия Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам.


Кто дал своей жене тысячу разводов или сто разводов с намерением на три таляка или без намерения, то будет три развода со всеми вытекающими последствиями, потому что он произнёс конкретную фразу с конкретным числом. Это мнение учёных всех мазхабов. Муж владеет только тремя таляками, а остальное – это агрессия и забава посредством аятов Аллаха.


Передал имам Ад-Дарими по достоверной цепочке слова Алькамы, который сказал: "Пришёл один человек к Абдулле бин Мас'уду и сказал: "Я этой ночью дал жене восемь разводов". Абдулла спросил: "Одним словом?". Тот ответил: "Одним словом". Абдулла спросил: "Они сказали, что тебе не возвратить твою жену?". Он ответил: "Да". Пришёл другой человек и сказал, что дал своей жене сто разводов. Абдулла спросил: "Одним словом?". Тот ответил: "Одним словом". Абдулла спросил: "Они сказали, что тебе не возвратить твою жену?". Он ответил: "Да". Абдулла сказал: "Кто-то даёт развод жене так, как велел Аллах и Он разъяснил развод. Кто-то покрывает себя неясностью и поручает это нам. Клянусь Аллахом! Не покрывайте себя неясностью ведь нести ответственность нам! Будет так, как сказали они". То есть будет три развода и она не дозволена для тебя. Больше трёх является преступлением границ Аллаха.


В книге "Мусаннаф" Абдурразака приводится от Алькама, что один человек пришёл к Абдулла бин Мас'уд и сказал: "Я дал жене девяносто девять разводов. Я спросил, и мне ответили, что она не возвратная для меня". Абдулла сказал ему: "Они желают разлучить тебя с ней". Человек спросил его: "А что скажешь ты, да смилуется над тобой Аллах?". Он подумал, что Абдулла разрешит им остаться. Но Абдулла ответил: "Тремя она стала не возвратной для тебя, а остальные несправедливость".


Приводит Ибрахим от Алькама, что один человек пришёл к Абдулла бин Мас'уд и сказал: "Я дал жене девяносто девять разводов". Абдулла спросил его: "Что тебе об этом сказали другие?". Мужчина ответил: "Они сказали, что она стала запретной для меня". Абдулла сказал ему: "Они хотели пожалеть тебя. Тремя она стала не возвратной для тебя, а остальные несправедливость". Приводит имам Малик в "Аль-Муватта" и хафиз Ибн Абу Шейба в своём "Мусаннаф".


Подобное этому приводится от правителя правоверных - Умара (да будет доволен им Аллах), Али, Усмана, Ибн Умара, Аль-Мугира бин Шу'ба и Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах).


Приводит Ибн Абу Шейба из хадиса Зайд бин Вахба, что один несерьёзный человек живший в Медине дал своей жене тысячу таляков. Он пришёл к Умару и сказал: "Я пошутил". Умар приподнял его голову своей плёткой и развёл их.


Также Ибн Абу Шейба приводит в хадисе Аль-А'маша, что Хабиб сказал: "Пришёл один человек к Али и сказал: "Воистину я дал своей жене тысячу разводов". Али сказал ему: " Тремя она стала не возвратной для тебя, а остальные подели между своими жёнами".
Антара, отец Харуна Ар-Рашида сказал: "Я сидел с Ибн Аббасом и пришёл один человек и сказал: "О, Ибн Аббас!Я дал своей жене сто разводов за один раз. Она стала не возвратной для меня или будет один развод?". Он ответил: "Тремя она стала не возвратной, и на тебе грех оставшихся девяносто семи". Приводит имам Малик в "Муватта".


Муавия бин Абу Яхья сказал: "Пришёл один человек к Усману и сказал: "Воистину я дал своей жене сто разводов". Усман сказал ему: "Три сделали её запретной для тебя, а остальное бесчинство".


От Саида Аль-Макбари передаётся, что один человек пришёл к Ибн Умару и сказал: "О, Абу Абдуррахман! Воистину я дал жене сто разводов". Ибн Умар сказал ему: "Тремя она стала не возвратной для тебя, а за остальные девяносто семь разводов Аллах спросит с тебя в День суда".


Если человек за один раз даёт три развода, то будет три и это единое мнение всех учёных.
Плеваться разводами является игрой и забавой с Божьими законами, как сказал Всевышний Аллах:

وَلَا تَتَّخِذُوا آيَاتِ اللَّهِ هُزُوًا

"И не принимайте аяты Аллаха за шутку". Сура "Аль-Бакара" - "Корова", 231 аят.

Имам Ан-Насаи доводит, что Мухаммад бин Лябид сказал: "Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщили о человеке, который за один раз дал сразу все три развода. Услышав это, он поднялся разгневанным и сказал:

أيلعب بكتاب الله وأنا بين أظهركم

"Он забавляется Писанием Аллаха, когда я среди вас?!". Даже один человек поднялся и сказал: "О, Посланник Аллаха! Не убить ли мне его?!".

Только Аллах Всезнающий.