Текущее время
Сегодня Среда 23 Октября 2019 года
Вконтакте
Одноклассники
Youtube
Instagram
Время намаза для г. Тюмень

Фаджр 05:18

Восход 07:27

Зухр 12:26

Аср 15:19

Магриб 17:16

Иша 19:02

Введите ваш эл.адрес:

«Кто может защититься от огня хотя бы половинкой финика, пускай сделает это. А кто не найдет и этого, то хотя бы добрым словом» («Сахих» Аль-Бухари)

6 столпов веры

Совет муфтиев России

Антитеррор

Фетвы (вопрос-ответ)

Задать вопрос

Ваше имя*
Электронная почта*
Текст вопроса*
Введите символы с картинки *

Ответы на ваши вопросы

Достоверность хадиса Вопрос: Есть ли такой хадис?
Дамир-хазрат, такой хадис есть или нет?

4.jpg

Ответ:

Хвала Аллаху, благословения и приветствия Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам, а затем...
Этот хадис приводит Аль-Байхаки в сборнике "Ответвления веры" (3/317) по цепочке от Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Это действительно изречение Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Этот хадис также приводит Ибн Ади в своей книге "Полноценный" (4/227).

Дамир-хазрат Нафиков.


Можно ли женщинам присутствовать на похоронах? Вопрос: Ассаляму галэйкум, хазрат! Женщина беременная, можно ей посмотреть на умершую мать? В день смерти дочь была вместе с матерью, потом мать увезли в больницу, где она и умерла. Я сказал девушке, что ей нежелательно участвовать в похоронах.
Фидан, Башкортостан. 

Ответ:

С именем Аллаха. Хвала Аллаху, благословения и приветствия Посланнику Аллаха, и затем...
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел провожать человека в последний путь. Побуждая людей к этому деянию, и показывая насколько это важно, он сообщил, что за это их ожидает награда с гору Ухуд. Имам Муслим приводит в своём сборнике "Сахих" от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«مَنِ اتَّبَعَ جَنَازَةَ مُسْلِمٍ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا، وَكَانَ مَعَهُ حَتَّى يُصَلَّى عَلَيْهَا وَيُفْرَغَ مِنْ دَفْنِهَا، فَإِنَّهُ يَرْجِعُ مِنَ الأَجْرِ بِقِيرَاطَيْنِ، كُلُّ قِيرَاطٍ مِثْلُ أُحُدٍ، وَمَنْ صَلَّى عَلَيْهَا ثُمَّ رَجَعَ قَبْلَ أَنْ تُدْفَنَ فَإِنَّهُ يَرْجِعُ بِقِيرَاطٍ»

"Тот, кто будет участвовать с верой и надеждой в похоронах мусульманина и будет с ним, когда над ним исполнят молитву и совершат погребение, вернётся с наградой в два карата, а каждый карат как гора Ухуд. Тот, кто исполнит молитву над усопшим и вернётся прежде, чем того захоронят, вернётся с наградой в один карат".

В "Сахих Аль-Бухари" приводится, что Салим бин Абдуллах бин Умар (да будет доволен ими Аллах) сказал: "Абдуллах бин Умар (да будет доволен ими Аллах) исполнял молитву над усопшими и уходил, а когда до него довели хадис Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), он сказал: "Мы потеряли множество каратов!" Также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что является обязанностью мусульманина по отношению к другому мусульманину провожать его в последний путь.

Два шейха приводят в своих "Сахих" от Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«حَقُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ خَمْسٌ: رَدُّ السَّلَامِ، وَعِيَادَةُ الْمَرِيضِ، وَاتِّبَاعُ الْجَنَائِزِ، وَإِجَابَةُ الدَّعْوَةِ، وَتَشْمِيتُ الْعَاطِسِ»

"Есть пять обязанностей мусульманина по отношению к другому мусульманину: ответить на приветствие, посетить больного, проводить усопшего, ответить на приглашение и пожелать милости Аллаха чихнувшему".

Имам Аль-Бухари приводит в своём "Сахих", что Аль-Бара бин Азиб (да будет доволен ими Аллах) сказал:

"أَمَرَنَا رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وآله وسلم بِسَبْعٍ: بِعِيَادَةِ الْمَرِيضِ، وَاتِّبَاعِ الْجَنَائِزِ، وَتَشْمِيتِ الْعَاطِسِ، وَنَصْرِ الضَّعِيفِ، وَعَوْنِ الْمَظْلُومِ، وَإِفْشَاءِ السَّلاَمِ، وَإِبْرَارِ الْمُقْسِمِ، وَنَهَى عَنِ الشُّرْبِ فِي الْفِضَّةِ، وَنَهَانَا عَنْ تَخَتُّمِ الذَّهَبِ، وَعَنْ رُكُوبِ الْمَيَاثِرِ، وَعَنْ لُبْسِ الْحَرِيرِ وَالدِّيبَاجِ وَالْقَسِّيِّ وَالإِسْتَبْرَقِ"

"Велел нам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) семь дел: посещать больного, провожать усопших, желать милости Аллаха чихнувшему, помогать слабому, выручать ущемлённого, распространять приветствие и выполнить просьбу клятвенно обращающегося. Запретил он пить из серебряной посуды, он запретил нам надевать золотые печатки, садиться на сёдла, обшитые шёлком, и облачаться в шёлк, дибадж, касси и истабрак (самые дорогие виды шёлка)".
В вопросе участия женщин в похоронах есть разные мнения факихов. Учёные-ханафиты сказали, что женщины не должны отправляться на похороны и их участие макрух тахрим (нежелательное, близкое к запретному). Это мнение приводит великий ханафитский учёный Ибн Абидин в своей книге "Возвращение растерянного" - комментарий к книге "Избранный жемчуг". "Макрух тахрим женщинам идти на похороны, потому что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«ارْجِعْنَ مَأْزُورَاتٍ غَيْرَ مَأْجُورَاتٍ»

"Вернитесь, потому что за это вам будет грех и не будете вы вознаграждены".
Этот хадис приводит Ибн Маджа по слабой цепочке, но его подтверждает суждение о новых изменениях, связанных с изменением времени, о чём сказала Аиша (да будет доволен ею Аллах):

"لَوْ رَأَى رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَآله وسَلَّمَ مَا أَحْدَثَ النِّسَاءُ بَعْدَهُ لَمَنَعَهُنَّ الْمَسْجِدَ كَمَا مُنِعَتْ نِسَاءُ بَنِي إِسْرَائِيلَ"

"Если бы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, что начали делать женщины после него, то он запретил бы им ходить в мечеть, как это было запрещено женщинам сынов Израилевых". Это женщины её времени, а что ты скажешь о женщинах нашего времени?! Что касается хадиса, приводимого в двух "Сахих" от Умм Атыйя (да будет доволен ею Аллах):

"نُهينَا عَنِ اتِّبَاعِ الجَنَائِزِ، وَلَمْ يُعْزَمْ عَلَيْنَا"

"Нам было запрещено следовать за похоронной процессией, но не категорично". То это запрет танзих, то есть ближе к дозволенному, и он относится к тому времени, когда женщинам было разрешено ходить в мечети и на праздники" ("Возвращение растерянного" 2 том, 232 стр., издательство "Мысль").

Маликитские учёные считают, что женщине преклонного возраста можно присутствовать на похоронах, а молодой женщине можно при условии отсутствия угрозы совершения ею запретного, особенно если это похороны близкого ей человека такого, например, как отец, мать, муж, сын, дочь, брат или сестра. Если есть такая угроза, в этом случае ей запрещено присутствовать на похоронах.


Великий маликитский учёный ас-Сави сказал в книге "Марокканские сандалии идущего к ближайшему из путей" известная как "Комментарий Ас-Сави к малому толкованию" говорит: "Можно женщине преклонного возраста ходить на похороны, как и девушке, если нет угрозы, что она впадёт в грех, и, если это похороны близкого ей человека: отца, матери, мужа, сына, дочери, брата или сестры. Не дозволено участвовать на похоронах девушке, которая может впасть в грех" (2 том, 121 стр., издательство "Мысль").


Шафиитские и ханбалитские учёные считают, что женщине, вне зависимости от возраста и поведения нежелательно присутствовать на похоронах. Имам Ан-Навави сказал в книге "Собранный": "Что касается женщин, то им не запрещено, но нежелательно участвовать в похоронах, и это верно, об этом сказали наши учёные. Нежелательность присутствия женщин на похоронах - это наше мнение и мнение большинства учёных, которое передаёт Аль-Мунзир от Ибн Мас'уда, Ибн Умара, Абу Умама, Аиши (да будет доволен ими Аллах) и от таких имамов как Масрук, Аль-Хасан, Ан-Нахаи, Аль-Аузаи, Ахмад и Исхак, и об этом говорил ас-Саури. Передаётся, что Абу Ад-Дарда, Аз-Зухри и Рабиа не запрещали этого. Имам Малик считал это нежелательным только для девушки. Аль-Абдари передаёт, что имам Малик считал это нежелательным для девушки кроме случая, когда покойный её ребёнок, или родитель, или муж, или брат, или сестра" (5 том, 277 стр., издательство "Мысль").


Великий ханбалийский учёный Ибн Кудама Аль-Макдиси сказал в книге "Обогащающий": "Женщинам нежелательно присутствовать на похоронах" (2 том, 356 стр., Каирская библиотека).

Имаму следует исходить из российских реалий. Например, если семья, соблюдающая предписания ислама, то они послушают его, и женщины не пойдут на похороны. Но есть много людей, у которых нет особых знаний об исламе, есть также семьи, члены которой придерживаются разных религий. В таком случае лучше женщинам не запрещать присутствовать на похоронах. Ведь были случаи, когда некоторые имамы силой выталкивали женщин с кладбища, а это не допустимо, какое будет впечатление у родственников усопшего от таких похорон?!
Только Аллах Всезнающий.

Дамир-хазрат Нафиков


В месяц Сафар ниспосылаются трудности и беды. Так ли это? Вопрос: Ассаляму алейкум, Дамир Хазрат? Можно ли доверять информации, приведённой ниже, распространяемой в соцсетях ?

Ассаляму алейкум братья и сёстры!
Бисмиллаhи р-Рахмани р-Рахим.
В ночь с воскресенья на понедельник 29го сентября начинается непростой месяц Сафар, когда на человечество всей планеты спускаются трудности и бедствия. Мауляна Шейх Назим кс говорил, что небесный кнут за грехи и неверие человечества ниспадает на землю в виде 70,000 наказаний.
Чтобы защитить себя и свои семьи, Мауляна Шейх Назим ранее давал нам следующие инструкции:
Каждый день месяца Сафар нужно читать :
3 раза Шахаду,
300 раз Астагфируллах,
7 раз Суру Аль Филь(«Слон»),
7 раз Аят аль Курсиb
ИншаАллаh если будут практики от Шейх Мехмета ефенди мы выложим в чат.
Юлай, Уфа. 

Ответ:

Хвала Аллаху, облагодетельствовавшему нас исламом, и раскрывшему сердца наши для веры. Благословения и приветствия господину нашему Мухаммаду, всему его семейству и всем сподвижникам. А затем...


Мы уже привыкли слышать жалобы от некоторых людей, изобилующие мрачностью и обречённостью в месяц Сафар, и всякий раз, как он наступает, их сердца тревожно сжимаются. Всё это остаточные представления со времён джахилии, сохранившиеся в сердцах мусульман. Укоренению и распространению этих представлений способствует незнание законов ислама и суеверные байки немусульман, которые видят плохое предзнаменование буквально во всём: в людях, днях или месяцах, в расположениях звёзд и во многом другом. Такие люди, в действительности, либо вовсе не веруют в Аллаха, либо в их убеждениях много ошибок и путаницы.

Причиной их негативного отношения к месяцу Сафар являются кровопролитные вооружённые конфликты между арабскими племенами, происходившие в доисламский период по истечении запретных месяцев - Раджаб, Зулька'да, Зульхиджа и Мухаррам, с наступлением месяца Сафар. Вследствие этого, много людей умирало или попадало в плен, люди впадали в неописуемый ужас, но ислам отменил всё это. Остатки этих представлений сохранились до наших дней и по сей день можно увидеть множество глупцов, которые наотрез отказываются совершать серьёзные дела в этот месяц. Они не заключают брак в это время, не строят, не отправляются в путешествие и тому подобное. Этих людей в их ошибочных убеждениях укрепляют вымышленные хадисы, распространяемые обманщиками. К таковым относится хадис: "Сообщите мне радостную весть об общине моей после Сафара". Если в доисламский период кто-то из арабов собирался совершить серьёзное дело, то он отправлялся к гнезду птицы. Подойдя к гнезду, он кричал и прогонял эту птицу, и если она взлетала справа от него, то он считал это хорошим знаком и уходил с намерением совершить задуманное. Если птица взлетала слева от него, то он считал это дурным знаком и уходил грустным. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил пугать птиц.

Доброе предзнаменование и оптимизм - стимул для работы, побуждение к стремлениям, и вызывает активность и уверенность, укрепляет надежду и чаяния. Оптимистически настроенного человека не остановит страх перед птицей, карканье вороны или крик животного, он уверен в своём Господе и продолжает своё дело, не боясь никого, кроме Него. Оптимистический настрой и видение во всём хорошее предзнаменование - одно из средств достижения успеха. Пессимизм и видение во всём дурное - одно из причин неудачи и провала.

С тех пор, как солнце веры озарило Аравийский полуостров 1440 лет назад, ислам призывает людей придерживаться правильной и достоверной акыды, придерживаться единобожия, с которым приходили все посланники Божьи, которое Он низвёл в Своём Писании. Ислам пришёл очистить сознание людей от ошибок прошлого, и очистить умы от лжеучений. Как же может мусульманин добровольно идти в противоречие своей акыде?! Ведь именно правильная акыда - это пропуск в Рай, это защитный клапан, оберегающий людей во время смут и помогающий очистить истину от примесей лжи.

Отчаяние и упадок духа - это то, что уничтожает народы, поэтому ислам борется с отчаянием, вселяя в сердца надежду, борется со склонностью видеть всё в чёрном цвете и предписывает видеть во всём благое предзнаменование. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) наставлял сподвижников своих, говоря: "Упрощайте, но не усложняйте, радуйте, но не отгоняйте".

Я хочу здесь привести два примера положительного настроя Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) даже в самых тяжёлых и сложных ситуациях.

1. Пророческое переселение.
Верующий всегда знает, что за ночью, какой бы длинной она не была, забрезжит рассвет и надежда. Это девиз верующего человека, ведь в его жизни всегда должна быть надежда и положительный настрой. Этому мы учимся на примере переселения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда он вместе со своим сподвижником Абу Бакром покинул родной город. Их преследовал один из всадников арабов, один из тех, кто жнлал получить награду, приготовленную курайшитами для сумевшего схватить и привести к ним Мухаммада и его товарища живыми или мёртвыми. Награда эта была велика - сто верблюдов. Преследовал их Сурака бин Малик, решивший, что эта награда достанется ему. Он оседлал своего коня, взял своё оружие и копьё, поторопился вслед за ними и быстро их нагнал. Его конь несколько раз споткнулся, а потом и вовсе ноги коня увязли в земле. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: "Вернись, о, Сурака и я обещаю тебе два браслета Хосрова". Сурака бин Малик спросил: "Хосрова Парвиза?" Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Да, Хосрова Парвиза". Сурака бин Малик услышал эти слова и не мог поверить, что этот изгнанник, покинувший свою родину желает завладеть царством и богатствами Хосрова, и он запомнил эти слова и после этого принял ислам.

Во время правления Умара бин Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) было завоёвано царство Хосрова и был захвачен его дворец в Аль-Мадаин. Богатства Хосрова были доставлены к халифу и среди них оказались два обещанных браслета. Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) вспомнил обещание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), данное Сураке бин Малику. Он воззвал среди людей: "Где Сурака бин Малик?" Он вышел из толпы и сказал: "Я здесь, о, правитель правоверных!" Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спросил его: "Помнишь ли ты день, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обещал тебе два браслета Хосрова?" Сурака бин Малик ответил: "Я помню, я не забыл его". Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал ему: "Подойди, и я надену на тебя браслеты Хосрова!" Надев ему браслеты, Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: "Хвала Аллаху, унизившему из-за ширка Хосрова и возвеличившего исламом Сурака бин Малика".

Что побудило Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказать эти слова Сурака бин Малику? Это надежда на Аллаха пророка (да благословит его Аллах и приветствует), несмотря на то, что он был изгнан из своей родины, но он знал, что победит, что религия его распространится и Аллах, по милости и щедрости Своей, поможет рабу Своему.

2. Битва у рва.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всегда и во всех ситуациях надеялся на лучшее. Когда враги веры собрались со всех сторон для войны с ним, он был в очень тяжёлом положении. Об этом сказано в Священном Кур'ане:

{إِذْ جَاؤُوكُم مِّن فَوْقِكُمْ وَمِنْ أَسْفَلَ مِنكُمْ وَإِذْ زَاغَتْ الْأَبْصَارُ وَبَلَغَتِ الْقُلُوبُ الْحَنَاجِرَ وَتَظُنُّونَ بِاللَّهِ الظُّنُونَا*هُنَالِكَ ابْتُلِيَ الْمُؤْمِنُونَ وَزُلْزِلُوا زِلْزَالًا شَدِيدًا}

"Когда пришли они к вам и над вами, и под вами, и когда закатились глаза, и сердца подкатили к горлу, и вы всякое думали об Аллахе. Там были испытаны верующие и были сотрясены они сильнейшим потрясением". Сура "Аль-Ахзаб" - "Союзные племена", 10-11 аяты.

Несмотря на всю сложность, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не переставал терять надежду на помощь Аллаха и обрадовал своих сподвижников вестью о том, что помощь Аллаха близка. Это произошло, когда мусульмане рыли оборонительный ров и наткнулись на огромный валун, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сам топором ударил по этому камню, и от этого удара взлетело три искры. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Возрадуйтесь! Первой искрой Аллах осветил мне дворцы Хосрова в Хира и Аль-Мадаин. Второй искрой Аллах осветил мне дворцы византийцев. Третьей искрой Аллах осветил мне дворцы Сана и, несомненно, ислам дойдёт до этих мест!"

Что побудило благородного Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказать это своим сподвижникам, когда враги окружили его со всех сторон, как об этом было сказано в аяте? Это надежда и вера, что Аллах с богобоязненными и творящими добро.

Также мы находим в Священном Кур'ане такие слова:

فَإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا *َإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا

"И, воистину, после тяжести будет лёгкость. Воистину, после тяжести будет лёгкость". Сура "Аш-Шарх" - "Раскрытие", 5-6 аяты.

В аяте слово "الْعُسْرِ" - "аль-уср" - "тяжесть", "бремя" употреблено в определённой форме, а если слово повторяется в определённой форме, то это и есть само первое слово. Слово "يُسْر" - "юср" - "лёгкость", "простота" в аяте стоит в неопределённой форме, значит второе не является первым. Здесь указание на то, что одна тяжесть не сможет одолеть две лёгкости. Поэтому верующий должен всегда надеяться на помощь и облегчение от Аллаха.

Доводится, что Тамим Ад-Дари (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я слышал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Воистину, это дело (ислам) достигнет того, что достигает ночь и день, и не оставит Аллах ни глиняного дома, ни войлочного, но введёт в него эту веру, величием великого либо унижением униженного, возвеличивает Аллах исламом и унижает Аллах человека неверием". Приводит Ахмад. Тамим Ад-Дари (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я убедился в этом на обитателях дома моего, тому из них, кто принял ислам, досталось благо, почёт и величие, а того, кто был неверующим из них, постигло унижение, бесславие и джизья".

Месяцы, годы и дни - это время для совершения добрых дел, как же можно думать, что дни или месяцы могут изменить предначертанное Аллахом, Велик Он и Всесилен. Нет никакого сомнения в том, что считать дурными или плохими какие-то дни и месяцы неправильно с точки зрения исламской акыды.


Дамир-хазрат Нафиков


Наущения шайтана Вопрос: Я болею вас васом уже 3 года. Мне постоянно кажется, что моё омовение нарушается, так продолжается уже три года. Из-за этого очень мучаюсь, постоянно совершаю омовению, перечитываю намазы. Мне сказали, что это уже болезнь психики и, чтобы привести ее в норму нужно полностью не обращать на это внимание и не совершать больше 1 раза все виды поклонения, правильно ли мне посоветовали? Я боюсь, что вдруг на самом деле омовение испортилось, а я проигнорировал. Я вообще уже перестал соображать,где сомнения, а где уверенность. 

Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
В моей практике были такие случаи, когда человек постоянно чувствовал, будто у него постоянно происходят выделения, нарушающие ритуальную чистоту. Это действительно наущения Шайтана. Омовение нарушается только при полной уверенности в том, что произошло соответствующее выделение, нарушающее ритуальную чистоту.

Только Аллах Всезнающий.

Дамир-хазрат Нафиков


Нафахат-уль-унс мин хазарат-иль-кудс Вопрос: Ассаламу алейкум я ишу книгу под названием «Нафахатуль Унс», где я её могу найти?

Ответ:

Мир вам, милости Аллаха и Его благословения.

Полное название книги "Нафахат-уль-унс мин хазарат-иль-кудс", автор, познавший Аллаха Абдуррахман бин Ахмад Аль-Джами. Он написал свой труд на персидском языке. Потом эта книга была переведена на турецкий язык Мир Алишером бин Амиром Гаясуддин Мухаммадом. Затем с персидского на арабский язык перевёл Таджуддин Мухаммад бин Закария бин Султан Аль-Курши. Книга есть в арабских библиотеках, таких как библиотека университета Аль-Азхар и других. Где её можно приобрести на территории России я не знаю, возможно в Махачкале. Там есть большой магазин арабских книг.

Дамир хазрат Нафиков


Вражда и примирение. Вопрос: Если у одного человека вражда с другим, примется ли его покаяние и можно ли в качестве примирения ограничиться приветствием?

Ответ:

Хвала Аллаху, благословения и приветствия Посланнику Аллаха, его пречистому семейству и всем его сподвижникам.
Во первых нельзя игнорировать другого мусульманина, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

بِالسَّلَامِ يَبْدَأُ الَّذِي وخَيْرُهُمَا هَذَا،ويُعْرِضُ هَذَا، فَيُعْرِضُ ,يَلْتَقِيَانِ لَيَالٍ، ثَلَاثِ فَوْقَ أَخَاهُ يَهْجُرَ أَنْ لِمُسْلِمٍ يَحِلُّ لَا

"Не дозволено человеку покидать (оставлять без внимания) брата своего мусульманина более трёх дней, когда они встретятся один отвернётся и второй отвернётся и лучший из них тот, кто первый поприветствует". Приводит Аль-Бухари ( 5727 ) и Муслим ( 2560 ) .
Учёные говорят, что исключением из этого правила является игнорирование грешника, если известно, что он в результате этого оставит свой грех и не вовлечёт в него других. Из хадиса мы видим, что приветствие снимает грех игнорирования и своего брата. Во вторых, если человек раскаивается в своём грехе, то Аллах примет его покаяние.
Всевышний Аллах сказал:

تَفْعَلُونَ مَا وَيَعْلَمُ السَّيِّئَاتِ عَنِ وَيَعْفُو عِبَادِهِ عَنْ التَّوبَةَ يَقْبَلُ الَّذِي وَهُوَ

"И Он принимает покаяние рабов Своих и прощает прегрешения и Он знает, что вы делаете". Сура "Аш-Шура" - "Совет", 25 аят. В другом аяте Всевышний Аллах сказал:

" الرَّحِيمُ التَّوَّابُ هُوَ اللَّهَ وَأَنَّ الصَّدَقَاتِ وَيَأْخُذُ عِبَادِهِ عَنْ التَّوْبَةَ يَقْبَلُ هُوَ اللَّهَ أَنَّ يَعْلَمُوا أَلَمْ"

"Не знают ли они, что Аллах принимает покаяние рабов Своих и принимает подаяния и что Аллах, Прощающий, Милосердный". Сура "Ат-Тауба" - "Покаяние", 104 аят.

Покаяние принимается в любое время, кроме того времени, когда душа подступит к горлу в смертный час и когда Солнце взойдёт на Западе, в это время не будет оно принято. От Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах) приводится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Воистину, Аллах принимает покаяние раба, пока душа не подступит к горлу". Приводит Ат-Тирмизи (3537) и Ибн Маджа (4253).
Всевышний Аллах сказал: "Нет покаяния тем, кто вершил прегрешения, и когда к одному из них пришла смерть, он сказал: "Я раскаялся теперь", и тем, кто умер, будучи неверным, уготовили Мы мучительное наказание". Сура "Ан-Ниса" - "Женщины" 18 аят.

Имам Ан-Навави в толковании к "Сахих" Муслима сказал: "Учёные едины во мнении, что покаяние принимается до того, как душа подступит к горлу как об этом говорится в хадисе. У покаяния три основы: прекращение совершения греха, сожаление о его совершении и твёрдое намерение впредь к нему не возвращаться. Но, если человек раскаялся в грехе и вновь совершил его, то его покаяние не нарушается. Если он раскаялся в одном грехе, при этом совершая другой грех, его покаяние также не нарушается. Это мнение приверженцев истины и не согласны с ними му'тазилиты в этих двух вопросах".

От Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) приводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто покаялся до того, как Солнце взошло на Западе Аллах простит его". Приводит "Муслим" (2703).
В другом хадисе от Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Врата Рая открываются по понедельникам и четвергам, и даруется прощение грехов каждому рабу, который ни в чём не придавал сотоварища Аллаху, кроме человека, у которого с братом его была вражда, и будет сказано: "Отложите прощение этим двоим, пока они не помирятся! Отложите прощение этим двоим, пока они не помирятся! Отложите прощение этим двоим, пока они не помирятся!". Приводит Муслим (2565). Поэтому вражда и игнорирование не будут прощены до примирения, для которого достаточно поприветствовать человека.

Только Аллах Всезнающий!

Дамир-хазрат Нафиков


Количество сахабов. Вопрос: Ассаламу алейкум, Дамир-хазрат.
Какое общее количество сахабов? Есть такие конкретные данные о них?

Ответ:

Хвала Аллаху, благословения и приветствия Посланнику Аллаха, его семейству и всем его сподвижникам.

Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не вёлся письменный учёт принявших ислам, или рождённых в исламе, и жили они все в разных местах. Поэтому невозможно точно назвать общее количество сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Хатыб Аль-Багдади передаёт, что Аль-Хафиз Абу Зур'а Ар-Рази - шейх имама Муслима, назвал число сподвижников в сто четырнадцать тысяч человек. Из книги "Аль-Джами'" (2/293). Ас-Саффарини (да смилуется над ним Аллах) сказал в своей книге "Пища умов": "Абу Зур'а Ар-Рази сказал, что сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) более ста тысяч. Он приводит, что их сто двадцать четыре тысячи, и об этом количестве упоминает Джалялюддин Ас-Суютый в своей книге "Величайшие дары". Эти две цифры сто четырнадцать тысяч и сто двадцать четыре тысячи ближе всего к истине, и подтверждение этому находится в сунне.

В книге "Припасы вечной жизни" приводится, что в походе на Табук, который состоялся в месяц Раджаб девятого года хиджры, то есть примерно за два года до смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправилось тридцать тысяч воинов и десять тысяч коней. "Припасы вечной жизни" (529-3/526). В этом походе участвовали все сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), кроме Ка'ба бин Малика и ещё двух дезертиров. Если прибавить к этой цифре женщин, детей, стариков, бедуинов, жителей отдалённых от Медины городов как Мекка и Таиф, которые не смогли участвовать в этом походе, то набирается более ста тысяч человек.

Джабир бин Абдулла (да будет доволен им Аллах), описывая множество людей из Медины, совершавших прощальный хадж с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: "Помолился Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в мечети и сел верхом на Аль-Касва. Когда его верблюдица поднялась на этом открытом пространстве, я увидел насколько достигал мой взор сколько было пеших и кто был верхом перед ним, столько же справа от него, столько же слева от него, столько же позади него". Приводит Муслим (1218) .Это были те, кто вышел с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) из Медины и её окрестностей, ещё многие примкнули к этому каравану по пути и по прибытии примкнули жители Мекки и её окрестностей.

Ас-Сахави приводит несколько мнений учёных о количестве сподвижников и приводит слова Абу Зур'а Ар-Рази, что сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сто четырнадцать тысяч человек и говорит, что это предпочтительное мнение. Смотри "Открытие Поддерживающего" (4/49- 54) .

Да будет доволен Аллах всеми сподвижниками и сделает нас из следующих за ними в благом!

Только Аллах Всезнающий!

Дамир-хазрат Нафиков


Возмещение убытков Вопрос: Ассаляму валейкум. Подскажите пожалуйста, где можно узнать тонкости по пеням и % по возмещению убытков (судебные издержки) и морального вреда?
Концептуально в исламе проценты запрещены, можно ли требовать возмещение, которые исчисляется в процентах согласно законодательству РФ? Есть ли какие-либо другие решения подобных проблем?  

Ответ:

С именем Аллаха, хвала Аллаху, благословения и приветствия Посланнику Аллаха.

А затем...

Уважаемый брат!

Мы должны требовать возмещение реального, беспроцентного ущерба, как вы правильно сказали, проценты в исламе запрещены.

Некоторые мусульмане пытаются решить свои материальные претензии к другим единоверцам через имамов или муфтиев, но это будет только фетва, а не судебное решение. Некоторые по старой привычке отвозят должников в лес, так сказать вершат правосудие своими руками. Все эти вопросы надо решать либо полюбовно - договорившись с оппонентом, либо в судебном порядке - и это самый простой и правильный способ защиты своих прав.

Только Аллах Всезнающий!

Дамир-хазрат Нафиков


Акции компаний: дозволенное и запретное Вопрос: Можно ли покупать акции компаний, которые берут кредит. Какие варианты есть для мусульман разрешенные на бирже: покупка золота, серебра, и другие металлы, специализированные исламские фонды? Возможно есть список разрешенных к покупке компаний? Как называется, где его найти? Что делать, если купил акции проблемных компаний?

Ответ:

С именем Аллаха, хвала Аллаху, благословения и приветствия Посланнику Аллаха.
А затем...
Уважаемый брат!

Современные факихи делят все компании на три категории.
1. Компании, занимающиеся дозволенным бизнесом: производство, сельское хозяйство, животноводство и прочие, которые не дают и не берут кредиты. В эти компании можно инвестировать и приобретать их акции.
2. Компании, занимающиеся недозволенным с точки зрения шариата бизнесом. Акции таких компаний приобретать нельзя.
3. Если деятельность компании дозволенная, но компания кредитуется в банках (немусульманских), то акции этой компании приобретать также запрещено.

Точного списка разрешённых компаний не существует.
Если акции «недозволенной» компании уже куплены, их следует продать.

Только Аллах Всезнающий!

Дамир-хазрат Нафиков


Реклама в ВКОНТАКТЕ Вопрос: Ас-салам Алейкум. Если маркетолог рекламирует страницу человека в ВКОНТАКТЕ (там он продает, например, кроссовки) они договариваются о сделке, и маркетолог рекламирует его товар, но на странице ВК которую он рекламирует в аудиозаписях есть музыка. Не распространяет ли маркетолог еще и музыку, которая есть в аудиозаписях? Ведь у него было намерения лишь кроссовки рекламировать

Ответ:

Мира вам, милости Аллаха и Его благословений.
Если маркетолог рекламирует что-то от себя, то нет греха на хозяине страницы в Контакте.
Только Аллах Всезнающий.
Дамир-хазрат Нафиков