Суббота 20 апреля 2024 г.
Фаджр
02:20
Восход
05:15
Зухр
12:40
Аср
17:34
Магриб
19:59
Иша
22:14
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Выступление муфтия Зинната хазрат Садыкова на конференции «Сулеймановские чтения-2021»

Выступление муфтия Зинната хазрат Садыкова на конференции «Сулеймановские чтения-2021»

Уважаемые Владислав Леонидович, Алексей Владимирович, Динар Марсельевич, Ханиса Чавдатовна, Евгений Михайлович! Дорогие братья и сестры!

Май текущего года был очень насыщенным для всех нас. После долгого периода самоизоляции, Всевышний даровал нам возможность в полной мере реализовать ряд запланированных мероприятий. В течение всего месяца Рамадан наши храмы были открыты для прихожан. Совершались таравих-намазы, организовывались коллективные ифтары (вечерние разговения). Удалось на должном уровне провести праздничные мероприятия, посвящённые окончанию священного месяца. Символично и то, что в мае наши православные братья восхваляли Всевышнего в ходе массовых богослужений во время празднования пасхи, а наши мусульмане возносили мольбы о мире и благоденствии во время Ураза-байрама, когда прощались с месяцем милости – Рамаданом.

Пользуясь случаем, я также хотел бы поблагодарить организаторов мероприятий, посвящённых Дню славянской письменности и культуры. В этот раз в рамках всероссийской конференции «Православные истоки славянской письменности и культуры» была организована секция «Поэт-герой Муса Джалиль: жизнь и творчество через призму духовно-нравственных ценностей», посвящённая 115-летию нашего великого поэта. В работе секции приняли участие и представители Духовного управления.

Не менее символичным является и то, что проведение ежегодных Сулеймановских чтений совпадает со знаковой датой для всех мусульман России – днём официального принятия ислама Волжской Булгарией. Именно в эти дни караван посольства багдадского халифа Муктадира Биллаха достиг пределов страны булгар для того, чтобы от имени главы всех мусульман мира засвидетельствовать перед Всевышним и всем исламским миром то, что люди живущие на берегах Волги, искренне, сердечно и добровольно принимают учение посланника Милостивого и Милосердного Творца.

Посольство из Багдада прибыло под руководством отважного вероучителя Ахмада Ибн Фадлана, которого не испугало далёкое путешествие в неизведанную страну, наоборот, он и его соратники продемонстрировали мужество и доблесть на духовном поприще, для проповеди слова Божьего, отправившись в путь, наполненный множеством опасностей.

Именно с этого момента нужно вести отчёт принятия ислама нашими предками. Именно официальное принятие ислама жителями Волжской Булгарии положило начало самобытного духовного, культурного, общественного и государственного развития тюркских народов, включая восточнотюркские племена, населявшие нынешние Тюменскую, Омскую и Томскую области.

На протяжении истории человечества множество народов в той или иной мере приобщались к культурному достоянию мусульман. В этом проявляется сила исламской цивилизации, ее способность передавать вечные, непреходящие духовные, культурные, языковые ценности из поколения в поколение, от одного народа к другому.

Примечательно то, что куда бы не приходили мусульмане, они приносили с собой знания, грамоту, письменность. Именно мусульманский Восток подарил огромному количеству народов письменность на основе арабской графики. В тюркской среде распространение арабского алфавита своего пика достиг уже к началу XI века, в результате чего сотни и больших и малых тюркоязычных народов получили возможность не просто читать, а развивать свою собственную литературу и культуру.

Народы, получившие арабографические алфавиты, вместе с ними получили и возможность более быстрого приобщения к культуре древней Персии, Месопотамии, Египта, которая при вхождении в состав мусульманского государства не то что была уничтожена, наоборот, книжность, различные науки, образование этих территорий получили дальнейшее развитие на благодатной ниве просвещённой исламской цивилизации. Именно поэтому, рассуждая о приходе ислама в Поволжье и далее в Сибирь, мы говорим о многоценном наследии, которое надлежит хранить и приумножать.

К огромному сожалению, в 20-30-е годы прошлого века в силу политической конъюнктуры арабский алфавит мусульманских народов СССР был вначале заменён на латиницу, потом переведён на кириллицу. Данная языковая реформа положила конец существованию уникального единого литературного языка мусульманских тюркоязычных народов России «тюрки». Впоследствии для каждого народа был создан собственный литературный вариант языка на основе одного из диалектов. Этот шаг создал предпосылки для упадка и деградации родных языков тюрков СССР.

Сегодня в целях сохранения нашего уникального наследия нам жизненно необходимо широко распространять знания об истории письма и культуре татарского народа. Ведь литературный татарский язык является прямым продолжателем языка «тюрки», и он, по сути, является частью общемирового наследия. Именно на этом языке читали и писали наши бабушки, дедушки и прадедушки. Я не считаю разумным прерывать языковую и культурную преемственность нашего народа, заменяя её какими-то эфемерными вещами.

Надеюсь, что такие мероприятия как Сулеймановские чтения будут способствовать сохранению и развитию наших культурных и духовных основ. Отрадно, что эти востребованные и актуальные мероприятия проводятся при сотрудничестве мусульманских религиозных организаций, светской власти, работников образования и культуры, молодежи.

Да поможет нам Аллах в трудах на благо единства нашего народа, в сохранении и приумножении его культурного достояния. 

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме