Четверг 28 марта 2024 г.
Фаджр
03:59
Восход
06:17
Зухр
12:46
Аср
16:59
Магриб
19:09
Иша
21:01
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Выплата закята аль-фитр

Выплата закята аль-фитр

Закят аль-фитр, который ещё называют фитр садака был предписан во втором году пророческого переселения в Медину, то есть в том же году, когда верующим был предписан пост месяца Рамадан.

У закята аль-фитр есть два условия: застать месяц Рамадан и застать последний день поста Рамадана. Если наступает первое из двух условий, можно выплачивать закят аль-фитр. Исходя из этого, можно по собственному выбору выплатить закят аль-фитр в любой день месяца Рамадан. Но, если наступает время второго условия, то выплата его становится обязательной. Наилучшее время для выплаты закята аль-фитр - время от захода Солнца в последний день Рамадана и до молитвы праздника Разговления. Поэтому является сунной исполнять праздничную молитву позднее, чтобы люди успели раздать закят аль-фитр нуждающимся. Нельзя откладывать выплату закята аль-фитр и отдавать его после праздничной молитвы. Тот, кто не успел выплатить закят аль-фитр до молитвы, должен выплатить его после молитвы, но это будет уже обычной милостыней.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подробно разъяснил мудрость предписания выплаты закята аль-фитр. Как приводится в достоверных хадисах, закят аль-фитр это очищение для постящегося от пустословия и сквернословия, а также помощь беднякам и малоимущим. Это то, что помогает им ничего не просить в праздничный день, радует и веселит их, делает их счастливыми участниками праздника.

Приводит Абу Дауд и Ибн Маджа в своих сборниках «Сунан», что Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал:
( فرض رسوال الله صلى الله عليه وسلم زكاة الفطر طُهرة للصائم من اللغو الرفث، وطُعمة للمساكين، من أدها قبل الصلاة في زكاة مقبولة ، ومن أداها بعد الصلاة فهي صدقة من الصدقات)

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предписал закят аль-фитр как очищение для постящегося от пустословия и сквернословия, и как угощение для бедняков. У того, кто выплатил эту милостыню до праздничной молитвы, это принятый Аллахом закят, а у того, кто отдал его после молитвы, это одно из добровольных подаяний».

Закят аль-фитр обязан выплачивать каждый мусульманин, владеющий пропитанием для себя и своей семьи сверх одного дня и ночи. Мусульманин выплачивает закят аль-фитр за себя и за всех, кто находится на его содержании, то есть за жену и малолетних детей обоих полов. Если родители, братья и сёстры так же находятся на его содержании, то он выплачивает закят аль-фитр и за них. Не обязательно выплачивать закят за ребёнка, который находится в утробе матери, но если ребёнок родится до захода Солнца последнего дня Рамадана, то за него необходимо выплатить закят аль-фитр, потому что этот ребёнок родился в Рамадан. Если ребёнок родился после захода Солнца последнего дня Рамадана, то за него закят аль-фитр не выплачивается. Дополнительно человек может выплатить закят аль-фитр за слугу, гостя и друга, но это не обязательно.

Размер закят аль-фитр за каждого человека составляет один са’ продуктов, которые широко распространены и употребляются в пищу населением конкретной страны или региона, например, финики, пшеница или мука, а также рис, изюм и другие продукты питания. Са’ – это мера веса, установленная Пророком (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников).

Приводят два шейха Аль-Бухари и Муслим, что Абу Саид Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал:

( كنا نعطيها في زمن النبي صلى الله عليه وسلم صاعا من طعام ...)

«Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мы отдавали закят аль-фитр одним са’ из продуктов».

В наше время мера са’ не используется, и мы применяем современную меру весов. Один са’ равен примерно двум с половиной килограммам пшеницы. Можно дать больше, за это человеку будет дарована награда от Всевышнего Аллаха.

В основе, закят аль-фитр отдаётся продуктами питания, и это мнение большинства суннитских факихов. Некоторые факихи разрешают отдавать данную милостыню стоимостью продуктов. Этого мнения придерживаются учёные-ханафиты во главе с имамом Абу Ханифой (да смилуется Всевышний Аллах). Это мнение также подтверждается одним из риваятов от имама Ахмада бин Ханбала (да смилуется над ним Всевышний Аллах). О возможности выплаты закята аль -фитр деньгами говорили некоторые табиины, а также некоторые учёные древности и современности. У них есть доказательства и их очень долго можно перечислять. Человек, выплачивающий закят аль-фитр, может взять мнение этих учёных и выплатить стоимость продуктов нуждающимся. Это особенно актуально в наше время, когда пшеницу можно молоть только на фабрике.

Действительно, какая польза бедняку от пяти килограммов пшеницы и что он будет с ними делать, когда ему не во что одеть свою семью?! Я понимаю, что негативных отзывов на эту публикацию, возможно, будет немало, но истина важнее всего, ведь ислам пришёл с заботой о бедняке, для того, чтобы помочь ему спастись от нищеты.

Меня очень удивляет позиция одного из учёных университета «Аль-Азхар», который сказал:

( مما ابتلانا الله به في هذا الزمن، أن كل من هب ودب، صار يطاول الأئمة الكبار، والعلماء الثقات، الذين أفنوا زهرة أعمارهم، وكل حياتهم في البحث العلمي، فترى في كل عام عند الحديث عن زكاة الفطر، من يتطاول على أئمة أفتوا بجواز إخراجها نقودا، فيزعم أن من يقول بهذا الرأي فهو يخالف السنة)

«Беда, которую наслал на нас Аллах в это время, заключается в том, что каждый, кто летает и ползает (то есть все кому не лень), позволяет себе оспаривать великих имамов, надёжных учёных, которые посвятили самые лучшие свои годы и всю свою жизнь поиску знаний. Каждый год, когда речь заходит о выплате закята аль-фитр мы наблюдаем как некоторые нападают на великих имамов и выносят фетву о том, что можно отдавать закят аль-фитр деньгами. Они утверждают, что высказывающий это мнение (отдавать закят аль-фитр продуктами) противоречит сунне!»

Нужно понять, что в древности люди мололи пшеницу у себя дома, потому что не было фабрик, и бедняку была польза от любого объёма пшеницы, которую он получал в качестве милостыни, но в наше время пшеницу дома не перемолоть. В выплате закята аль-фитр есть выбор, и доводы о выплате его стоимости деньгами очень ясные, и их следует принять, как лучший из вариантов для бедняков и малоимущих.

Я расскажу вам о том, как я лично видел, как отдавали закят аль-фитр в досточтимой Мекке. Я жил в Мекке с 1980 по 1985 годы и в это время готовил свою докторскую диссертацию в университете Умм Аль-Кура. Я находился рядом с Запретной мечетью утром праздничного дня и наблюдал за теми, кто отдавал закят аль-фитр пшеницей, считая это единственно верным способом, и они говорили, что нельзя закят аль-фитр выплачивать деньгами. Я наблюдал очень странное явление, больше походящее на издевательство! С одной стороны сидели торговцы пшеницей, а с другой бедняки. Человек, желающий отдать закят аль-фитр, приходил к торговцу, покупал у него пшеницу и отдавал её одному из бедняков. Этот бедняк шёл к этим же торговцам и продавал им полученную пшеницу, но уже за непомерно низкую цену и с большим убытком для себя. Потом приходил другой человек и снова покупал эту пшеницу у этого торговца и, конечно же, торговец продавал её за много большую цену по сравнению с той, за которую он приобрёл её у бедняка. В результате этих действий в прибыли остались только торговцы пшеницей, а бедняки в убытке. Подобная форма выплаты закята аль-фитр, на мой взгляд, является издевательством над шариатом, потому что бедняку не нужен этот продукт, и он вынужден обменивать его на деньги таким путём.

Исходя из сказанного становится понятным, что давать закят аль-фитр деньгами в наше время предпочтительнее, так как пророческий хадис говорит, что закят аль-фитр должен избавить малоимущих от просьб, обращённых к зажиточным людям. Что сегодня будет просить нуждающийся, пшеницу? Конечно, нет. Нуждающемуся нужны деньги, чтобы приобрести продукты и одежду для членов своей семьи.

Закят аль-фитр нужно отдавать неимущим и малоимущим, которым не хватает на жизнь заработной платы. При этом малоимущий человек, имеющий пропитание на день и ночь праздника Ураза-байрам, может сам выплатить закят аль-фитр и может его получить от других людей.

Лучше всего, чтобы человек сам раздавал свой закят аль-фитр, также можно поручить раздачу закята аль-фитр другому человеку от его имени. Если есть нуждающиеся в населённом пункте, где проживает выплачивающий милостыню, то ему стоит выплатить закят аль-фитр в данном населённом пункте или поручить выплату милостыни другому человеку. Не воспрещается человеку выплачивать закят аль-фитр своим дальним родственникам из числа неимущих, или же иным лицам из числа бедняков, проживающих в другом населённом пункте.

Труд пера профессора, шейха

Абдурраззака Абдуррахмана Ас-Са’ди

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме