Среда 24 апреля 2024 г.
Фаджр
01:56
Восход
05:05
Зухр
12:39
Аср
17:39
Магриб
20:07
Иша
22:30
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

В какое время принимается мольба (дуа)?

В какое время принимается мольба (дуа)?

1. Последняя треть ночи.

Сказал Аллах Свят Он о семействе Якуба:

قَالُوا يَا أَبَانَا اسْتَغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا إِنَّا كُنَّا خَاطِئِينَ

قَالَ سَوْفَ أَسْتَغْفِرُ لَكُمْ رَبِّي ۖ إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Сказали сыновья его: «О отец наш! Попроси прощения у Аллаха за грехи наши, воистину, мы были грешными». Он ответил: «Я попрошу за вас прощения у Господа моего, воистину Он Прощающий, Милосердный». Сура «Юсуф», 97 и 98 аяты.

Якуб, мир ему, отложил мольбу до конца ночи до предрассветного времени. Приводится, что в это время он встал и начал обращаться к Аллаху, а его сыновья встали за ним, вторя «Аминь» его мольбе, и Аллах обратился к нему: «Воистину Я Простил их и сделал их пророками».

Приводит Малик, Муслим, Аль-Бухари и другие, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

يَنزِلُ رَبُّنا كُلَّ لَيلةٍ إلى سماءِ الدُّنيا حين يبقى ثُلُثُ اللَّيلِ الآخِرُ، فيقولُ: مَن يدعوني فأستجيبَ له. مَن يسأَلُني فأُعطِيَهُ. مَن يستغفِرُني فأغفِرَ له.

أخرجه البخاري (1145)، ومسلم (758)، وأبو داود (4733) واللفظ له، والترمذي (446)، والنسائي في ((السنن الكبرى)) (10310)، وابن ماجه (1366)، وأحمد (7792)

«Нисходит наш Господь каждую ночь на ближайшее к этому миру Небо, когда остаётся последняя треть ночи и говорит: «Тому, кто обращается ко Мне, Я отвечу. Кто просит у Меня, тому Я дам. Кто испрашивает прощения, того Я прощу». Приводит Аль-Бухари (1145), Муслим (758), Абу Дауд (4733) и это его риваят, Ат-Тирмизи (446), Ан-Насаи в сборнике «Великие сунны» (10310), Ибн Маджа (1366) и Ахмад (7792).

2. Пятничный день.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

خيرُ يومٍ طلعت فيهِ الشَّمسُ يومُ الجمعةِ، فيهِ خُلِقَ آدمُ، وفيهِ أُهْبِطَ، وفيهِ تيبَ علَيهِ، وفيهِ قُبِضَ، وفيهِ تقومُ السَّاعةُ

«Лучшим днём, в который восходит Солнце является пятница. В пятницу был сотворён Адам, в пятницу был он низведён на Землю, в пятницу он был прощён, в пятницу он умер и в пятницу наступит конец Света». «Сахих» Ан-Насаи хадис №1429.

Передаётся от Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

فيهِ ساعة لا يُوافقها عبدٌ مسلمٌ وهو قائمٌ يصلّي يسألُ الله شيئا إلا أعطاهُ إياهُ

«В пятницу есть час, и если попадёт в него раб Божий мусульманин, когда он молится и просит что-то у Аллаха, то Он дарует ему это». Приводит Аль-Бухари и Муслим. В других риваятах нет слов «когда он молится». В одном риваяте сказано:

وأشار رسول الله صلى الله عليه وسلم بيده يقللها

«И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) показал пальцами, насколько короток этот промежуток времени». В риваяте Муслима говорится: «وهي ساعة خفيفة» - «И это малый час».

Учёные много обсуждали относительно того, когда же наступает час принятия мольб в пятничный день. Некоторые из них сказали: «Он наступает на восходе Солнца». Другие сказали, что сразу после отклонения солнца от зенита, часть их считала, что при азане. Сказано также, что этот час наступает, когда имам поднимается на минбар и приступает к пятничной проповеди. Есть мнение, что это время наступает, когда люди встают на молитву. Большинство учёных и хадисоведов считают, что время принятия дуа наступает после полудня. Среди них тоже есть разные мнения. Некоторые из них сказали, что это время, когда желтеет Солнце перед закатом. Другие сказали, что это последние часы дня. На наш взгляд, это мнение более правильное, хотя под кыяс (суждение по аналогии) не подходит ни одно из мнений. Есть доказательства из сунны Пророка, мир ему, подкрепляющие последнее мнение, которые мы рассмотрим ниже.

1. Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) сказал:

أخَذَ رسولُ اللهِ صلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ بيدي، فقال: خلَقَ اللهُ التُّرْبةَ يَومَ السبتِ، وخلَقَ الجبالَ فيها يَومَ الأحَدِ، وخلَقَ الشجَرَ فيها يَومَ الاثنينِ، وخلَقَ المكروهَ يَومَ الثلاثاءِ، وخلَقَ النورَ يَومَ الأَرْبِعاءِ، وبثَّ فيها الدوابَّ يَومَ الخميسِ، وخلَقَ آدَمَ بعدَ العصرِ يَومَ الجُمُعةِ آخِرَ الخلقِ، في آخِرِ ساعةٍ مِن ساعاتِ الجُمُعةِ، فيما بينَ العَصرِ إلى الليلِ

«Взял меня Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) за руку и сказал: «Сотворил Аллах землю в субботу, и сотворил горы на ней в воскресенье, и сотворил деревья на ней в понедельник, и сотворил вредоносное во вторник, и сотворил свет в среду, и распространил на ней животных в четверг, и сотворил Адама после полудня в последний из часов пятницы между полуднем и ночью». «Сахих» Муслим хадис №2789. Этот хадис даёт нам представление о степени этого часа.

Приводит имам Малик и другие диспут между Абу Хурейра и Ка’б (да будет доволен ими Аллах). Ка’б (да будет доволен им Аллах) сказал: «Это последний час, и я слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لَا يُوَافِقُهَا عَبْدٌ يُصَلِّي وَ لَاتَ حِينَ صَلَاةٍ

«И если попадёт на него раб Божий, молясь, и это не время молитвы».

Ка’б (да будет доволен им Аллах) спросил: «Разве не сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует):

مَنْ قَعَدَ يَنْتَظِرُ الصَّلَاةَ فَهُوَ فِي صَلَاةٍ

«Кто сидит, ожидая молитвы, тот в молитве».

Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) ответил: «Да».

Ка’б (да будет доволен им Аллах) сказал: «Это и есть этот час».Текст диспута приводит Аз-Зубайди в книге «Одаривание богобоязненных мужей» 3/281 и Аль-Ираки в книге «Избавление от перевозки книг в путешествиях» 1/181.

Только Аллах знает, может быть это определение этого часа по мнению Ка’ба (да будет доволен им Аллах). Но подтверждает это хадис Фатымы (да будет доволен ею Аллах), который я не обнаружил в «Сахихах». Фатыма (да будет доволен ею Аллах) по пятницам повелевала своему слуге перед закатом, чтобы он сообщал ей, когда начинается заход Солнца и в это время она приступала к мольбе и покаянию до полного захода. Этот хадис подтверждает, что она ожидала этот час, и она это переняла от своего отца (да благословит его Аллах и приветствует).

Ищущий этот час должен быть внимательным к нему, думать о нём, и надеяться на его благость. В соответствии с хадисом он должен сидеть и ожидать молитву, из этого следует, что он должен быть в состоянии ритуальной чистоты.

Пятницу Аллах сделал лучше других дней и наделил им эту умму. Он наделил мусульман пятничным собранием, проповедью и хорошим назиданием. Аллах наделил пятницу великим часом, когда принимаются мольбы верующих.

Ка’б (да будет доволен им Аллах) сказал: «Воистину это милость Аллаха для тех, кто соблюдает права этого дня».

Некоторые учёные сказали: «Мудрость Аллаха, Свят Он, что этот час сокрыт в пятницу, чтобы было больше поводов искать его, по этой же причине сокрыта ночь могущества в последние десять ночей Рамадана».

Сказано, что время принятия мольб перемещается в течение всей пятницы, как перемещается ночь могущества в течение месяца Рамадан, но наш взгляд, это самое слабое мнение и слабая аналогия, потому что нет достоверного сведения, которым можно аргументировать перемещение ночи могущества в течение Рамадана.

3. Приводит Ан-Насаи в сборнике «Сунан», что Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) спросил: «О Посланник Аллаха! Какая мольба самая услышанная?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:
((جوف الليل الأخير، ودبر الصلاة المكتوبة))

سنن الترمذي (5/526) رقم (3499)؛ وسنن النسائي الكبرى (6/32) رقم (9936)

«Последняя часть ночи и после предписанной молитвы». «Сунан» Ат-Тирмизи (5/526) хадис №3499 и «Сунан» Ан-Насаи (6/32) хадис №9936.

4. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

(لا يرد الدعاء بين الأذان والإقامة)

«Не будет отвергнута мольба между азаном и икаматом». Приводит Абу Дауд в книге «Молитва», глава 35 и 37, и в книге «Священная борьба», глава 39. Ат-Тирмизи в книге «Мольбы», глава 128 и Ахмад в «Муснад» 3/119, 155, 225, 254.

В другом риваяте приводится, что люди спросили: «О Посланник Аллаха! Что нам говорить в мольбе?»

Он ответил: «Скажите:

اللَّهُمَّ إِنَّا نَسْأَلُكَ الْعَفْوَ وَالْعَافِيَةَ فِي الدِّينِ و الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ

«О Аллах! Воистину мы просим у Тебя прощения и благополучия в вере, мирской и вечной жизнях». Приводит Абу Дауд в книге «Этикет», глава 101 и Ибн Маджа в книге «Мольба», глава 14.

Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:

إذا أُقِيمتِ الصلاةُ فُتِّحتْ أبوابُ السماءِ، واستُجِيبَ الدُّعاءُ

أخرجه النسائي في ((السنن الكبرى)) (9900)

«Когда произносят икамат для молитвы, отворяются врата Неба и отвечено будет на мольбу». Приводит Ан-Насаи в сборнике «Величайшие сунны» (9900).

Сахль бин Са’д (да будет доволен им Аллах) сказал: «Есть два часа, когда отворяются врата Небес и мало кому из просящих в эти часы будет отвергнута мольба: при призыве на молитву и в рядах на пути Аллаха». Приводит имам Малик хадис №7.

Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) добавил: «Воистину врата Небес распахнуты, когда идёт дождь и при исполнении молитвы».

Приводится, что врата Небес распахнуты в пяти случаях: когда идёт дождь, при встрече с неприятелем, призыве на молитву, когда человек плачет от страха перед Аллахом и при чтении Кур’ана.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ثِنتانِ لا تُرَدَّانِ أو قلَّما تردَّانِ الدُّعاءُ عندَ النِّداءِ وعندَ البَأسِ حينَ يُلحِمُ بعضُهُم بَعضًا . وفي زيادَةٍ : ووقتُ المطَرِ

أخرجه أبو داود (2540) واللفظ له، والدارمي (1200)، وابن خزيمة (419) باختلاف يسير

«Две мольбы не будут отвергнуты или редко отвергаемы они: при призыве на молитву, на войне и когда сходятся люди в битве». В другом хадисе добавляется: «… и во время дождя». Приводит Абу Дауд (2540) и это его риваят, Ад-Дарими (1200) и Ибн Хузейма с небольшими отличиями.

Абдулла бин Умар (да будет доволен ими Аллах) сказал:

أن رجلًا قال: يا رسولَ اللهِ، إن المؤذنين يَفْضِلوننا ؟ فقال رسولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم: قلْ كما يقولون، فإذا انتهيتَ فسلْ تُعْطَه

«Один человек спросил: «О Посланник Аллаха! Муаззины лучше нас?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Повторяй то, что говорят они, а когда закончишь - проси и получишь». Приводит Абу Дауд хадис №524.

Желательно поминающему Аллаха или тому, кто ожидает от своего Владыки решения проблемы обратить свой взор к Небу. Аллах, Свят Он, сказал:

قَدْ نَرَىٰ تَقَلُّبَ وَجْهِكَ فِي السَّمَاءِ ۖ فَلَنُوَلِّيَنَّكَ قِبْلَةً تَرْضَاهَا ۚ فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ ۚ وَحَيْثُ مَا كُنتُمْ فَوَلُّوا وُجُوهَكُمْ شَطْرَهُ ۗ وَإِنَّ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ لَيَعْلَمُونَ أَنَّهُ الْحَقُّ مِن رَّبِّهِمْ ۗ وَمَا اللَّهُ بِغَافِلٍ عَمَّا يَعْمَلُونَ
«Воистину видим Мы как ты обращаешь свой лик к Небесам. И воистину развернём Мы тебя к кыбле, которую ты любишь. Обрати лик свой в сторону Запретной мечети и, где бы вы ни были, обращайте лица ваши в её сторону. Воистину последователи Писания знают, что это истина от их Господа и Аллах не упускает то, что они совершают». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 144 аят.

Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) не нравилось, что направление молитвы совпадает с молитвой иудеев в сторону Иерусалима, и он хотел, чтобы кыблой была Кааба, и он с надеждой смотрел на Небо, и Всевышний Аллах низвёл ему этот аят.

Этот аят также указывает на степень и величие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), потому что он получил желаемое до того, как обратился с мольбой.

5. Ночь могущества.

Воистину это ночь ожидания благ, ответа на мольбы, увеличения наград, и низложения тяжкой ноши. Доброе деяние в эту ночь лучше тысячи в другие ночи. Всевышний Аллах сказал:

لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْرٍ

«Ночь могущества лучше тысячи месяцев» Сура «Аль-Кадр» - «Ночь могущества», 3 аят. То есть месяцев, в которые нет этой ночи, и самое сильное мнение, что это двадцать седьмая ночь.

Абдулла бин Аббас (да будет доволен ими Аллах) – учёный этой уммы, толкователь Кур’ана придерживался данного мнения, доказывая это тем, что в суре «Ночь могущества» тридцать слов и двадцать седьмое слово «هِيَ» - «хия» - «она» которое указывает на Ночь Могущества месяца Рамадан.

6. День Арафа.

Приводит имам Малик в сборнике «Аль-Муватта» хадис №245, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَا رُئِيَ الشَّيْطَانُ يَوْمًا هُوَ فِيهِ أَصْغَرُ وَلَا أَدْحَرُ وَلَا أَحْقَرُ وَلَا أَغْيَظُ مِنْهُ فِي يَوْمِ عَرَفَةَ وَمَا ذَاكَ إِلَّا لِمَا رَأَى مِنْ تَنَزُّلِ الرَّحْمَةِ وَتَجَاوُزِ اللَّهِ عَنْ الذُّنُوبِ الْعِظَامِ إِلَّا مَا أُرِيَ يَوْمَ بَدْرٍ. قِيلَ: وَمَا رَأَى يَوْمَ بَدْرٍ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: أَمَا إِنَّهُ قَدْ رَأَى جِبْرِيلَ يَزَعُ الْمَلَائِكَةَ

«Ни в один из дней не был Сатана настолько унижен, посрамлён, презренен и взбешён, как в день Арафа, потому что он увидел, как нисходит милость, увидел, как Аллах прощает великие грехи, кроме того, что ему было показано в день Бадра». Спросили люди: «А что он увидел в день Бадра, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Он увидел, как Джибриль расставлял ангелов для битвы».

Нисхождение милости в ночь и день Арафата касается всех концов света и не ограничивается только самой горой Арафат. Учёные и праведники всегда оставались с их Господом в ночь Арафата, и облачались в одеяния уединения, и взывали к Господу со страхом и смирением, надеясь на благодать мольбы в эту ночь.

7. Первые десять дней месяца Зуль-Хиджа.

Приводит Аль-Бухари от Абдулла бин Аббаса (да будет доволен ими Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ما من أيام العمل الصالح فيها أحب إلى الله من هذه الأيام، يعني أيام العشر قالوا: يا رسول الله ولا الجهاد في سبيل الله؟ قال: ولا الجهاد في سبيل الله إلا رجل خرج بنفسه وماله لم يرجع من ذلك بشيء

«Нет дней для благодеяний любимее Аллахом, чем эти дни», то есть первые десять дней Зуль-Хиджы. Люди спросили: «О Посланник Аллаха! И не усердие на пути Аллаха?» Он ответил: «И не усердие на пути Аллаха, кроме человека вышедшего с душой и имуществом своим и ни с чем из этого не вернувшегося». «Сахих» Аль-Бухари, книга «Два праздника», 11 глава.

Абдулла бин Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал:

كَشَفَ رَسولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عليه وسلَّمَ السِّتَارَةَ والنَّاسُ صُفُوفٌ خَلْفَ أبِي بَكْرٍ، فَقالَ: أيُّها النَّاسُ، إنَّه لَمْ يَبْقَ مِن مُبَشِّرَاتِ النُّبُوَّةِ إلَّا الرُّؤْيَا الصَّالِحَةُ، يَرَاهَا المُسْلِمُ، أوْ تُرَى له، ألَا وإنِّي نُهِيتُ أنْ أقْرَأَ القُرْآنَ رَاكِعًا، أوْ سَاجِدًا، فأمَّا الرُّكُوعُ فَعَظِّمُوا فيه الرَّبَّ عزَّ وجلَّ، وأَمَّا السُّجُودُ فَاجْتَهِدُوا في الدُّعَاءِ، فَقَمِنٌ أنْ يُسْتَجَابَ لَكُمْ

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) убрал занавес и увидел, что люди стоят рядами за Абу Бакром. Он сказал: «О люди! Не осталось из радостных предзнаменований пророчества ничего, кроме вещего сна, который видит мусульманин или который показывают ему. Воистину, запрещено мне читать Кур’ан в поясном и земном поклонах. В поясном поклоне возвеличивайте Господа, Велик Он и Всесилен, а в земном поклоне усердствуйте в мольбе и, несомненно, будет отвечено вам». «Сахих» Муслима хадис №479.

Из всех зикров аиболее близок к принятию зикр, совершаемый в земном поклоне, потому что земной поклон – состояние приближения к Богу. Аллах сказал:

كَلَّا لَا تُطِعْهُ وَاسْجُدْ وَاقْتَرِب

«Но нет! Не подчиняйся ему, и соверши земной поклон и приблизься». Сура «Аль-Аляк» - «Сгусток крови», 19 аят.

Закончим эту главу, сказав, что не будет факихом (понявшим суть религии) тот, у кого есть просьба к Аллаху, а он просыпает её перед рассветом.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме