Четверг 28 марта 2024 г.
Фаджр
03:59
Восход
06:17
Зухр
12:46
Аср
16:59
Магриб
19:09
Иша
21:01
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

О чтении суры «Йасин» умершим

О чтении суры «Йасин» умершим

Мусульмане всего исламского мира, помимо обязательных видов поклонений, совершают различные ритуалы сопровождаемые чтением Корана и произнесением мольб. Проведение данных ритуалов и обрядов связано с желанием верующих приблизиться к милости Всевышнего, так как это помогает им решать мирские проблемы, способствует избавлению от печали, прощению грехов. Значительная часть дополнительной ритуальной практики мусульман связана с поминанием усопших. Так, в мусульманском мире в ходе погребально-поминальных обрядов принято читать суры «Фатиха», «Йасин», «Табарак», а также произносить такбиры, формулы единобожия, благословения пророку и др.

Нередко в мусульманской среде возникают споры по поводу проведения поминальных обрядов, в ходе которых читаются суры Корана и особенно сура «Йасин». Сторонники нетрадиционного понимания религии, критикуя людей исполняющих данные поминальные обряды, апеллируют тем, что при Пророке, мир ему, подобные обряды не проводились и всё это является нововведением. Однако стоит отметить, что чтение сур Корана в целом и суры «Йасин» в частности при проведении различных религиозных ритуалов и мероприятий не является исключительно народной традицией. Эта практика своими корнями уходит в пророческий период истории ислама.

В этой связи мы попытаемся рассмотреть позицию ранних поколений мусульман в отношении чтения суры «Йасин» и других сур в ходе погребально-поминальных обрядов.

Пророк Мухаммад, мир ему, часто говорил о пользе чтения суры «Йасин», которая раскрывает человеку суть вопросов смерти, жизни и воскрешения. По причине того, что имеется много хадисов и риваятов, указывающих на достоинство чтения суры «Йасин», в том числе, над умершими, написано много книг с толкованиями, раскрывающими смысл этой суры. Так, в стамбульской библиотеке манускриптов «Сулеймания» хранится около сотни экземпляров рукописных и старопечатных материалов с толкованиями и переводами суры «Йасин». В той же библиотеке хранится около десяти единиц письменного материала из книги Шейхуль-ислама Абу Исхакзаде Асад Ефенди «Hulâsatü’t-tebyîn fî tefsîri sûre-i Yâsîn» (Краткое разъяснение толкования суры «Йасин»). Там же имеется книга первого шариатского судьи города Стамбул Хызыр Бея Челеби «Тефсири Йасин». Турецкий учёный Айша Хумейра Аслантюрк перевела данный труд на современный турецкий язык, который был дважды издан в 1997 и 2007 годах. Немало трудов, посвящённых этой суре хранятся в библиотеках других мусульманских стран.

Название суры «Йасин» связано с двумя буквами арабского алфавита «ЙА», «СИН», с которых начинается сура, и которые образуют её первый аят.

В суре «Йасин» рассматриваются такие постулаты исламской религии, как единобожие, пророческая деятельность божьих посланников и загробная жизнь. Эти темы раскрываются сквозь призму рассуждений о совершенном сотворении природы и её бесперебойном функционировании. С целью назидания сура также повествует о древних народах, населявших землю и бросивших вызов Богу через противостояние Его пророкам.

По рассматриваемым в ней темам, суру можно условно разделить на четыре части, в первой из которых содержатся доказательства и божественное подтверждение того, что пророк Мухаммад действительно является посланником Бога, а также то, что Коран является божественным писанием, ниспосланным Мухаммаду Всевышним (аяты с 1 по 12). Вторая часть посвящена жителям селения (Асхабуль-Карйах), которым Бог послал своих пророков, проповедующих им истину (аяты с 13 по 32). В третьей части подробно рассказывается об особенностях земли, на которой живут и работают люди, взращивая на ней различные злаки. Аллах напоминает людям о совершенной системе, в рамках которой ночь сменяет день, а день ночь. Творец указывает на абсолютную, не имеющую каких-либо изъянов, установленную Им систему движения небесных светил, а также на то, что людям дарована великая милость, заключающаяся в том, что они могут беспрепятственно передвигаться по водным гладям на различных плавательных приспособлениях. Через все эти примеры Аллах демонстрирует своим рабам своё безграничное могущество и силу. При этом Аллах подчёркивает: «Какое бы знамение из знамений их Господа не явилось к ним, они непременно отворачиваются от него» (аят № 40).

В четвёртой части суры идёт речь о загробной жизни. После упоминания о том, что Судный День наступит неожиданно для людей, Аллах подробно рассказывает о райской обители, приготовленной для верующих и ужасных муках, которые ожидают грешников. При этом Всевышний отвергает безосновательные обвинения многобожников в адрес пророка Мухаммада, которого они обвиняли в том, что он, якобы, будучи поэтом, выдаёт свои стихи за слова Господа миров. Аллах подтверждает, что то с чем пришёл к ним Мухаммад является словом божьим. В этой части суры вновь перечисляется часть тех благ, которые Аллах даровал своим рабам, при этом указывается, что несмотря на множество доказательств существования истинного Творца, люди продолжают поклоняться своим лжебогам - идолам и истуканам не способным принести им какую-либо пользу.

В последних аятах суры делается акцент на воскрешении человека после смерти. Аллах, предварительно, задавая вопрос читателю: «Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли?», приводит слова заблудшего, который вопрошает «Кто оживит кости, которые истлели?». В 79 аяте Аллах приказывает Мухаммаду дать вопрошающему ответ: Скажи: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении». Продолжая данную тему, Аллах напоминает людям о том, что Он создал для них огонь, высекаемый из зелёного дерева, создал небеса и землю, подчёркивая, что для Него не составляет никакой трудности сотворить что-либо. Последний аят суры содержит в себе очередное напоминание читателю о важных аспектах веры мусульман – единобожии и загробной жизни.

Как видим, в аятах с 77 по 83 затрагиваются темы, связанные с созданием человека, его смертью и воскрешением, которое отрицается многобожниками. В связи с этим можно сказать о том, что смысл данных аятов соответствует погребально-поминальной практике мусульман, которые читают суру «Йасин» над умирающим, в ходе похорон и при проведении поминальных обрядов. Стоит также подчеркнуть, что в аятах с 12 по 68 также затрагиваются вопросы жизни и смерти. Это в свою очередь указывает на логичность чтения суры «Йасин» и соответствие её смысла проводимым погребально-поминальным обрядам.

Так можно и нужно ли читать «Йасин» и другие суры для покойных? Ответ на этот вопрос необходимо искать в высказываниях Пророка, мир ему, и его праведных сподвижников.

Пророк Мухаммад, мир ему, объяснил верующим, что несмотря на смерть некоторые люди будут иметь возможность получать духовную награду от Аллаха, находясь в загробном мире. Пророк, мир ему сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться другие люди, или праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Муслим). Этот хадис указывает на то, что результаты благих дел человека будут приносить ему пользу даже после смерти.

В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), проходя мимо двух могил, сказал: «Поистине, их подвергают мучениям за тяжкие грехи, которые вы считаете незначительными: что касается одного из них, то он не очищался от мочи, а другой - распространял сплетни». Сказав это, он повелел принести пальмовую ветвь, разломал её на две части и воткнул половинки на могилы этих людей. Его спросили: «О, Посланник Аллаха, зачем ты сделал это?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Надеюсь, что это облегчит их страдания, пока ветки не засохнут». Хадис передан Абу-Давудом, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн-Маджа, аль-Бухари, Муслимом.

Учёные, комментируя данный хадис, разъяснили, что в данном случае Пророк применил пальмовые ветки так как они подобно всем созданиям Аллаха, произносят множество славословий, восхваляя Всевышнего. То есть облегчение страданий находящимся в могилах людям принесли не сами ветки, а именно их зикр-поминание Бога. Этот хадис является указанием на пользу для умерших чтения различных мольб.

Относительно допустимости и желательности чтения сур Корана для усопших можно привести следующие шариатские доводы. Передается от 'Абдуллаха ибн 'Умара (да будет Аллах доволен ими обоими), что он сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха, мир ему, говорил: «Когда кто-то из вас умирает, не задерживайте его, и спешите с его погребением. И пусть у изголовья его могилы будет прочтена сура «аль-Фатиха», а у его ног окончание суры «аль-Бакара». Хадис рассказали ат-Табарани и аль-Байхаки в книге «Шу'аб-уль-иман». Аль-Хафиз Ибн Хаджар указал на хороший иснад хадиса. В одной из версий хадиса вместо «аль-Фатиха» говорилось о начале суры «аль-Бакара».

Также передают, что Абдулла ибн Умар завещал прочитать у его могилы начало и конец суры «аль-Бакара». Это передано аль-Халлялем, Ибн Кудама признал его достоверным, и ан-Навави подтвердил его хороший иснад.

Ат-Табарани сказал: «Я слышал от ал-Хусейна ибн Исхака ат-Тастари, от Али ибн Хаджара, от Мубашшира ибн Исмаила, от Абдуллы ибн ар-Рахмана ибн Аля ибн ал-Луджаджа, от его отца: “О сынок, когда я умру выкопай в моей могиле нишу (ляхд), помести мое тело в нее и прочти: «Во имя Аллаха, согласно религии посланника Аллаха». Затем закопай могилу так, чтобы она немного возвышалась над уровнем земли, а после этого прочти начало и конец суры Корова (Бакара). Я слышал, что Пророк, мир ему, поступал таким образом” (Абдулла ас-Садык, «ар-Радд аль-мухкам аль-матин» с. 283, аз-Зайляи, «Насб ар-рая» 2/302.

Относительно чтения суры «Йасин» за усопших имеются следующие доказательства.

Передаётся от Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как Пророк, мир ему, сказал:

مَنْ زَارَ قَبْرَ وَالِدَيْهِ كُلّ جُمُعَةٍ أَوْ أَحَدِهِمَا ، فَقَرَأَ عِنْدَهُمَا أَوْ عِنْدَهُ يس ، غُفِرَ لَهُ بِعَدَدِ كل آية وحرف منها

«Кто бы ни посещал каждую пятницу могилы своих родителей или одного из них и читал возле них суру «Йасин», тому Всевышний простит столько грехов, сколько букв и слов в этой суре» (Дайлами).

Пророк, мир ему сказал: «Если кто-то войдет на кладбище и прочитает суру «Ясин», то наказание (тех, кто в могиле) будет уменьшено в этот день, и тому достанется награда, равная количеству людей, похороненных на кладбище». Хадис от Анаса; св. х. Абу Бакра ан-Наджара. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 434; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 90.

От Ма'киля ибн Ясара (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк, мир ему, сказал: اقرؤوا يس على موتاكم «Читайте «Йа син» над своими умершими».

Передаётся, что Пророк, мир ему, сказал: «Йасин – это сердце Корана. Тот, кто читает его ради довольства Аллаха, несомненно спасётся. Читайте его для своих умерших». Ахмад бин Ханбаль, 417.

Согласно пророческой сунне, сура «Йасин» также должна читаться возле умирающего человека, так как это облегчает ему предсмертные муки.

«Сказал Пророк, мир ему:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : ما مِن ميتٍ يمُوت فتُقرأ عنده يس إلا هوَّن اللهُ عليه

«Нет такого, когда кто-то умирает и читается при нем Йасин, чтобы не облегчил Аллах его смерть».

Исходя из всего сказанного, мы можем сделать вывод, что чтение суры «Йасин», а также «аль-Фатихи», первых и последних аятов суры аль-Бакара возле умирающего, над телом уже покинувшего этот мир человека и возле могил является пророческой сунной и именно это обстоятельство служит основой для широкого применения в религиозной практике мусульман чтения сур в ходе погребально-поминальных обрядов.

Посвящение наград за чтение сур усопшим приносят им пользу, так как Аллах за это прощает их грехи, облегчает положение их душ в загробном мире, а также по своей воле дарует умершим, посвящаемую им духовную награду.

Учёные подчёркивают, что самым главным при проведении погребально-поминальных обрядов является искренность, то есть все суры и поклонения, которые совершаются для того, чтобы посвятить умершим награду за них должны исполняться с искренним намерением, в противном случае, Аллах может не принять поклонение и соответственно награда за него не дойдёт до усопшего. Поэтому учёные советуют совершать данные обряды родственникам покойных, так как только родственники могут максимально искренне читать Коран и совершать иные действия с целью посвящения наград своим умершим. 

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме