Пятница 29 марта 2024 г.
Фаджр
03:55
Восход
06:14
Зухр
12:46
Аср
17:01
Магриб
19:11
Иша
21:04
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Фикх призыва ко Всевышнему Аллаху

Фикх призыва ко Всевышнему Аллаху

Я благодарю братьев и сестёр за комментарии к моим статьям: среди них те, кто поддерживает и молится за меня, есть те, кто разъясняет некоторые моменты и очень мало тех, кто отрицает. Я не сомневаюсь, что всеми движет ревностное отношение к вере и желание сберечь достоверность законов шариата, что является ваджибом, и я прошу для всех у Всевышнего Аллаха милости и счастья обретения райских садов в День суда. Но я наставляю прежде всего самого себя и тех, кто следит за моими публикациями. Я призываю своих братьев и сестёр глубоко осмыслить прочитанное и не поддаваться чувствам, спеша вынести какой-либо вердикт в отношении надёжного, с точки зрения его знания, фетв и поступков человека. Иначе это будет избирательным методом, то есть он берёт то, что нравится ему и отбрасывает то, что ему не нравится, что является особо опасным явлением в религии.

Здесь я хочу разъяснить, что призыв ко Всевышнему Аллаху означает повеление благого и запрещение дурного и тот, кто берётся за призыв ко Всевышнему Аллаху, обязательно должен знать науку призыва. Тема фикха призыва длинная и обширная, и об этом написаны многие тома книг. Я же в очень кратком формате расскажу о некоторых нормах призыва ко Всевышнему Аллаху, опираясь на Писание Всевышнего Аллаха и сунну Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует):

1. Проповедник, распространяющий учение, должен радовать, а не огорчать, и этого можно добиться через мудрое слово и хорошую проповедь, но не жёсткостью и суровостью. Всевышний Аллах сказал:

«ادْعُ إِلَىٰ سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ»

«Призывай на путь Господа твоего мудростью и хорошим увещеванием». Сура «Ан-Нахль» - «Пчела», 125 аят.

2. Проповедник должен относиться к людям так, как дозволил это Аллах и как это установлено в пророческой сунне: посещать больного, желать милости Аллаха чихнувшему, провожать в последний путь усопшего, посещать могилы, говорить о мёртвых только хорошее и не говорить о них плохо, выражать соболезнование и отвечать на приветствие. Сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встал из уважения, когда перед ним проносили тело усопшего иудея. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «اذْكُرُوا مَحَاسِنَ مَوْتَاكُمْ وَ كَفُّوا عَنْ مَسَاوِيهِمْ» - «Говорите о благодеяниях усопших ваших и молчите об их недостатках».

3. Когда проповедник призывает людей ко Всевышнему Аллаху, ему не следует публично рассказывать о грехе какого-либо человека перед людьми, он должен в целом наставлять и направлять людей, не переходя на личности. Можно персонально, но не публично честно и искренне наставлять оступившихся. Это и есть нрав Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и нет ни одного факта, подтверждающего, что он оскорбил кого-то по его имени или его недостаткам при разговоре или в ходе пятничной проповеди. Всё, что он говорил это слова: «مَا بَالُ أَقْوَأمٍ يَفْعَلُونَ كَذَا وَ كَذَا» - «О чём думают люди, совершая то-то и то-то».

4. Проповедник не должен принадлежать ни к какой группе, партии и направлению, чтобы передавать послание для всех, а не для какой-то группы или личных интересов, и он не должен делать послабление в наставлении, исключая огласки недостатков других.

5. Проповедник должен понимать, что те, кого он наставляет, не безгрешные пророки, а люди, которые могут поступить правильно, могут ошибиться, идти правильным путём, могут оступиться. Он должен всего лишь наставлять как умеет, и он не несёт ответственности за ответ или отказ человека его призыву. Об этом сказал Всевышний Аллах Своему Посланнику:

«فَلَعَلَّكَ بَاخِعٌ نَّفْسَكَ عَلَىٰ آثَارِهِمْ إِن لَّمْ يُؤْمِنُوا بِهَٰذَا الْحَدِيثِ أَسَفًا»

«Может ты коришь себя, сожалея, что они отвернулись и не уверовали в этот Кур’ан». Сура «Аль-Кахф» - «Пещера», 6 аят.

6. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призывал своих сподвижников не допускать по отношению к ошибившимся мусульманам хулы и проклятий, потому что ошибка от Сатаны, и когда мы ругаем совершившего ошибку, то тем самым мы помогаем Сатане против него.

Приводится в «Сахих» Аль-Бухари, что Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) сказал: «К Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) привели человека, распивавшего спиртные напитки, и он велел: «Накажите его телесно». Кто-то из нас бил его рукой, другой ногой, кто-то своей одеждой, и когда мы стали уходить, то один из нас сказал: «Да унизит тебя Аллах!» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) на это сказал: لَا تَقُولُوا هَكَذَا لَا تُعِينُوا عَلَيْهِ الشَّيْطَانَ - «Не говорите так, не помогайте против него Сатане».

В другом риваяте приводится, что один человек воскликнул: «Что он сотворил! Да унизит его Аллах!» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: لَا تَكُونُوا عَوْنَ الشَّيْطَانِ عَلَى أَخِيكُمْ - «Не будьте помощниками Сатаны против вашего брата». Эти хадисы содержат ценные пророческие наставления и действенные методы поведения с тем, кто совершил какой-либо грех, метод скорее всего недостижимый для многих из нас, так как часто многие из нас смотрят с презрением и пренебрежением на совершившего грех, и это ещё может сопровождаться проклятиями в его адрес. Воистину, лучше ответить на злодеяние и скверный поступок грешника словами: «Побойся Аллаха, неужели ты не страшишься наказания Аллаха?! Неужели ты не стесняешься Аллаха?!» После этого лёгкого упрёка следует обратиться с искренней мольбой за грешника так, чтобы он это тоже слышал, и не забыть помолиться за него в его отсутствие. Это лучшее воздействие на него с целью его покаяния. Он будет понимать, что ты не смотришь на него с презрением и свысока, а смотришь на него с милостью и любовью и желаешь ему только добра.

Комментируя этот хадис, Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал:
وَ وَجْهُ عَوْنِهِم الشَّيْطَانِ بِذَلِكَ أَنَّ الشَّيْطَانَ يُرِيدُ بِتَزْيِينِهِ لَهُ الْمَعْصِيَّةَ أَنْ يَحْصُلَ لَهُ الْخِزْيُ, فَإِذَا دَعَوْا عَلَيْهِ بِالْخِزْيِ, فَكَأَنَّهُمْ قّدْ حَصَلُوا مَقْصُودَ الشَّيْطَانِ - «Смысл слов «помощники Сатаны» в том, что Сатана, украшая для человека грех, тем самым желает, чтобы тот был унижен, а когда другие желают его унижения то, они воплощают в жизнь намерение Сатаны».

Воистину, ценное пророческое наставление в этих хадисах, это верный путь поведения с теми, кто совершил грехи и прочный предел для того, кто восхищён своими делами и его нафс считает себя выше того, кто согрешил. Но нет! Ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«رَجُلًا قَالَ: وَاللَّهِ لا يَغْفِرُ اللَّهُ لِفُلانٍ، وَإِنَّ اللَّهَ تَعَالَى قَالَ: مَنْ ذَا الَّذِي يَتَأَلَّى عَلَيَّ أَنْ لا أَغْفِرَ لِفُلانٍ؟ فَإِنِّي قَدْ غَفَرْتُ لِفُلانٍ وَأَحْبَطْتُ عَمَلَكَ» - «Один человек сказал: «Клянусь Аллахом! Аллах не простит тому-то». А Всевышний Аллах сказал: «Кто клянётся Мной, что Я не прощу ему? Воистину Я простил ему и стёр твои дела». Этот хадис приводит Муслим в своём «Сахих».

Кто знает, кроме Аллаха, что положение грешника не вернётся к нему самому или гарантирует счастливое окончание жизни для себя и несчастное для другого? Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
فوالذي لا إله غيره، إن أحدكم ليعمل بعمل أهل الجنة، حتى ما يكون بينه وبينها إلا ذراع، فيسبق عليه الكتاب، فيعمل بعمل أهل النار فيدخلها، وإن أحدكم ليعمل بعمل أهل النار، حتى ما يكون بينه وبينها إلا ذراع، فيسبق عليه الكتاب، فيعمل بعمل أهل الجنة فيدخلها - «Клянусь, тем, кроме коего нет никакого иного Бога! Воистину один из вас совершает деяния обитателей Рая, пока не остаётся расстояние локтя между ним и Раем, но его опережает предопределение, и он совершает деяние обитателей Ада и попадает туда. Воистину один из вас совершает деяния обитателей Ада, пока не остаётся расстояние локтя между ним и Адом, но его опережает предопределение, и он совершает деяние обитателей Рая и попадает туда».

Отношение к грешнику и оступившемуся не должно зависеть от чувств, личного мнения, а должно быть подчинено канонам шариата, извлечённым из Писания и досточтимой пророческой сунны. Когда человек собирается порицать другого, прежде всего он должен представить себя на его месте. Он должен задуматься, что бы он хотел услышать от проповедника? Как бы он хотел, чтобы окружающие вели себя по отношению к нему? Поэтому то существует золотое правило:

«ضع نفسك مكانه» - «Поставь себя на его место».


Шейх Абдурраззак Абдуррахман Ас’ад Ас-Са’ди,

Профессор Болгарской исламской академии – Россия, Татарстан

Профессор Международного университета исламских наук – Иордания

Профессор Международного исламского университета в Малайзии

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме