Вторник 23 апреля 2024 г.
Фаджр
02:02
Восход
05:08
Зухр
12:40
Аср
17:38
Магриб
20:05
Иша
22:25
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Толкование «لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ» - «Ля Иляха илля Ллах» - «Нет Бога, кроме Аллаха»

Толкование «لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ» - «Ля Иляха илля Ллах» - «Нет Бога, кроме Аллаха»

Толкование слов «Ля Иляха илля Ллах» - «Нет Бога, кроме Аллаха» делится на несколько частей.

1. Есть ли удалённое, но подразумеваемое в этом выражении?

Большинство учёных - грамматиков считают, что в этом выражении есть удалённое и подразумеваемое. Они указывают на два таких варианта: «Нет Бога для нас, кроме Аллаха» и «Не существует Бога, кроме Аллаха». Так знай, что у меня на это есть своё мнение. Во-первых, если в этом выражении действительно имеется в виду «Нет Бога для нас, кроме Аллаха», то тогда оно не указывает на истинный таухид (единобожие), потому что оно может означать «Представь, что нет Бога для нас, кроме Аллаха», и можно задать вопрос: «Почему вы не говорите: «Нет Бога для всего сотворённого, кроме Аллаха?». Именно по этой причине, когда Всевышний Аллах сказал:

«وَإِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ» - «И Бог ваш – Бог единый…» (Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 163 аят), Он добавил: «لا إِلَهَ إِلا هُوَ» - «… нет Бога, кроме Него …» (Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 163 аят). Если бы Всевышний Аллах сказал только: «وَإِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ» - «И Бог ваш – Бог единый …», то мог вопросить вопрошающий: «Если наш Бог единый, то почему вы не сказали, что Бог всего сущего единый?», и чтобы не возникало такого вопроса, Аллах сказал после этого: «لا إِلَهَ إِلا هُوَ» - «… нет Бога, кроме Него …». В этом смысл повторения фразы единобожия в этом аяте.

Во-вторых, мы скажем утверждающим, что в этом выражении подразумевается «Не существует Бога, кроме Аллаха»: «По какой причине вы это утверждаете?»: «В первую очередь – буквальное понимание, потому что, если мы будем придерживаться скрытого смысла, что «Ля Иляха илля Ллах» - «Нет Бога, кроме Аллаха» означает «Не существует Бога, кроме Аллаха», то это отрицание существования второго Бога. Если мы рассматриваем это выражение в буквальном смысле, то это отрицание сути второй божественной субстанции, а известно, что отрицание сущности и сути лучше и сильнее для таухида, чем отрицание существования, из этого следует, что надо понимать это выражение в буквальном смысле. Если они возразят нам: «Отрицание сути непонятно. Например, если ты скажешь: «Чёрное не чёрное», то ты утверждаешь, что чёрное стало иным, а менять действительность невозможно. Но, если ты скажешь: «Чёрного нет», то речь становится понятной и ясной, поэтому мы говорим, что в этом слове есть этот скрытый смысл».

Ответ. Не верны ваши слова, что отрицание сути непонятно. Если ты скажешь: «Чёрного нет», то ты всё равно отрицаешь суть, просто называемую по-другому, то есть быть, иметься, поэтому слово становится ясным и понятным. Так если это понятно, то почему нельзя это слово понимать буквально?!

Когда мы говорим: «Чёрного нет», то мы не отрицаем сущности и не отрицаем существование, но мы отрицаем атрибут существования для сущности, потому что мы спрашиваем: «Атрибут существования для сущности – это нечто другое, нежели сущность и её существование, так это или нет?» Если этот атрибут нечто другое, то это уже другая сущность, из чего следует, что наши слова: «Чёрного нет» - это отрицание этой другой сущности, и мы вновь возвращаемся к словам о буквальном понимании. Если этот атрибут ничем не отличен от сущности и существования, то это будет либо отрицанием сущности, либо отрицанием существования, и тогда следует, что сущность приемлет отрицание. Исходя из двух вариантов достоверно установлено утверждение, что сущность приемлет отрицание. Если это так, то у нас совсем нет нужды в этом скрытом смысле и наше слово «لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ» - «Ля Иляха илля Ллах» - «Нет Бога, кроме Аллаха», понимается буквально, без всякой нужды в скрытом смысле.

2. Мнение грамматиков о лексеме «اللَّهِ» - «Аллах» в «لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ» - «Ля Иляха илляЛлах» - «Нет Бога, кроме Аллаха».

Грамматики говорят, что в выражении «لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ» - «Ля Иляха илляЛлах» - «Нет Бога, кроме Аллаха» или «لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ» - «Ля Иляха илля Хуа» - «Нет Бога, кроме Него», лексема «هُوَ» - «хуа» - «Он» в именительном падеже, потому что это субститут (заменитель) существительного после частицы исключения «إِلَّا» - «илля» - «кроме». Это объясняется следующим примером. Если ты скажешь: «مَا جَاءَنِي رَجُلٌ إِلَّا زَيْدٌ» - «Ко мне не пришёл ни один человек, кроме Зейда». Здесь имя Зейд употреблено в именительном падеже (в арабской фразе) по причине субституции, потому что субституция - это отказ от первого и принятие второго и в этом случае фраза будет иметь смысл: «مَا جَاءَنِي إِلَّا زَيْدُ» - «Не пришёл ко мне никто, кроме Зейда». Это означает отрицание прихода всех, кроме Зейда. Если же сказать: «جَاءَنِي الْقَوْمُ إِلَّا زَيْدٌ» - «Пришли ко мне люди, кроме Зейда», здесь субституция невозможна, потому что смысл предложения «جَاءَنِي إِلَّا زَيْدٌ» - «Ко мне пришли все, кроме Зейда». То есть пришли все за исключением Зейда и разница с первым случаем очевидна.

3.Грамматики едины во мнении, что слово «إِلَّا»- «илля» - «кроме» в этом выражении означает «غَيْر» - «гайр» - «помимо» и смысл будет «Нет Бога, помимо Аллаха». Как в словах поэта А’мра бин Ма’диякриба:

وكلُّ أَخٍ مُفارِقُهُ أخُوهُ

لَعمرُ أبيكَ، إلاّ الفَرقدانِ

«Клянусь я жизнью отца твоего, что каждый брат покинет брата своего,

Кроме двух звёзд – Бета и Омега».

То есть все братья помимо Беты и Омеги покинут своих братьев.

Всевышний Аллах сказал:
«لَوْ كَانَ فِيهِمَا آلِهَةٌ إِلَّا اللَّهُ لَفَسَدَتَ»

«И если были бы на Небе и Земле (были) боги, кроме Аллаха, то разрушились бы они». Сура «Аль-Анбия» - «Пророки», 22 аят. То есть, помимо Аллаха. Указывает на достоверность сказанного нами то, что, если мы примем слово «إِلَّا»- «илля» - «кроме» в качестве исключения, то наше слово «إِلَّا اللَّهُ» - «… кроме Аллаха» не будет чистым таухидом. Это потому что смысл будет таков: «Нет Богов за исключением Аллаха». То есть это будет отрицанием богов за исключением из их числа Аллаха, но не будет отрицанием богов не исключая из их числа Аллаха, а, по мнению придерживающихся «далиль аль-хитаб» (смысл на который указывает речь), то это подтверждение этого. Вышесказанное доказывает, что, если слово «إِلَّا»- «илля» - «кроме» понимать как исключение, то наше слово «إِلَّا اللَّهُ» - «… кроме Аллаха» не будет чистым таухидом, но все учёные едины во мнении, что это чистое единобожие, поэтому необходимо понимать «إِلَّا»- «илля» как «غَيْر» - «гайр» - «помимо», чтобы смысл был «Нет Бога, помимо Аллаха».

4.Учёные по основам вероучения сказали, что исключение из отрицания не является утверждением. На это они приводят два доказательства:

Первое доказательство. Корнем слова «الاسْتِثْنَاءُ» - «исключение» является «ثنَى» - «отворачивать, уклонять, отклонение». Если ты скажешь: «لَا عَالِمَ إِلَّا زَيْدٌ» - «Нет учёного, кроме Зейда», то в этом выражении прослеживаются два значения: суждение об отсутствии и само это отсутствие. Твои слова «إِلَّا زَيْدٌ» - «… кроме Зейда» соотносятся смыслом либо 1) с твоим суждением об этом отсутствии или 2)к самому этому понятию отсутствие. В первом случае утверждение не обосновано по причине употребления формы исключения, которая отрицает суждение об отсутствии и оставляет недосказанным исключаемое, без установления отрицания и подтверждения, поэтому в этом случае утверждение не является непреложным. Если же действие исключения - это отрицание отсутствия, то в этом случае это будет являться утверждением, потому что, если не выявлено отсутствие, то это обязательно свидетельствует о наличии, и нет связи между двумя взаимоисключениями.

Когда это установлено, давайте скажем: «Употребление лексемы исключения в суждении об отсутствии правильнее, чем в самом этом понятии отсутствия. На это указывает два обстоятельства:

1) слова указывают на умозаключения, а не на внешние объекты. Если ты скажешь: «Мир изначален», то это не указывает на саму изначальность самого мира, иначе, если бы мы сказали: «Мир изначален, мир новоявленный», то мир должен быть изначальным и новоявленным одновременно, а это невозможно, более того эти слова указывают на твоё суждение об отсутствии мира. Это доказывает, что слова указывают на умозаключения, а не на внешние объекты. Следовательно, употребление лексемы исключения в суждении об отсутствии правильнее, чем в самом этом понятии отсутствие, потому что значение слова – это умственное суждение, а внешнее явление – это то, на что указывает разум, поэтому правильнее принимать для слова его ближайший смысл.

2) наличие и отсутствие чего-либо одновременно не допускает его реального наличия, а суждение об отсутствии и исключаемом наличии допускает возможность владения им и это подтверждает правильность употребления термина исключения в целом на суждение, нежели на объект суждения.

Второе доказательство.

Приводится много хадисов и примеров из речевой практики, которые подтверждают, что исключение из отрицания не является утверждением.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَا نِكَاحَ إِلَّا بِوَلِيٍّ»

«Нет брака, кроме как с опекуном». Приводит Аль-Хаким в сборнике «Аль-Мустарак», книга бракосочетания, №2710 (2/184), Абу Дауд в разделе об опекуне, №2085 (2/229) и другие.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَا صَلَاةَ إِلَّا بِطُهُورٍ»

«Нет молитвы, кроме как с очищением». Приводит Аз-Зайляи’ в сборнике «Приведение цепочек хадисов и асаров», №899 (2/;62) и Аш-Шаукани в сборнике «Достижение целей» в главе «Что приводится о благословении Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)», приводя его от Ад-Дарукутни и Аль-Байхаки. В речевой практике принято говорить:

«لَا غِنَى إِلَّا بِالْمَالِ وَ لَا مَالَ إِلَّا بِالرِّجَالِ» - «Нет богатства без имущества и нет имущества, кроме как у мужчин».

Во всех предыдущих примерах имеется в виду условие. Возможно возражение, что это лексема приводится в другом смысле, то есть исключение из отрицания не является утверждением. Но мы говорим: «Из этого следует, что это будет метафорой, с одним из смыслов». Если мы учитываем именно такой смысл, что выходящее за предел отрицания не является утверждением, то тогда всё, следующее за лексемой, становится дополнением, взятым из отдельного доказательства, а смысл, на который указывает лексема, остаётся.

Если мы скажем, что выходящее за предел отрицания будет утверждением, хотя смысл не указывает на это, то в этом случае мы оставляем тот смысл, на который указывает лексема. Ясно, что первый вариант правильнее, потому что приведение дополнительного смысла посредством дополнительного доказательства не является противоречием основному доказательству. Вышесказанное нами доказывает, что исключение из отрицания не является утверждением.

Если это понятно, то мы говорим, что наше слово «لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ» - «Ля Иляха илляЛлах» - «Нет Бога, кроме Аллаха» является явным отрицанием всех остальных богов, но не является признанием существования Всевышнего Аллаха. Если было бы так, следовательно, это выражение само по себе недостаточно для достоверности веры. Подтверждает эту версию, ранее высказанную нами о том, что слово «إِلَّا»- «илля» - «кроме» здесь приводится в значении «غَيْر» - «гайр» - «помимо» и наше выражение «إِلَّا اللَّهُ» - «… кроме Аллаха» означает «… помимо Аллаха». Смысл всего выражения будет отрицанием любого другого бога, помимо Аллаха, а отрицание чего-то отличного от понятия не является утверждением наличия этого понятия. Поэтому здесь и возникает эта неясность.

На это есть два объяснения.

1. Утверждение о существовании Бога, Свят Он, единое мнение всех разумных людей. Доказательство этому Слово Всевышнего Аллаха:

«وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ۖ فَأَنَّىٰ يُؤْفَكُونَ»

«И, если спросишь ты их: «Кто создал Небеса и Землю, и подчинил Солнце и Луну?» Воистину, ответят они: «Аллах». Почему же они отклоняются от истины?!» Сура «Аль-Анкабут» - «Паук», 61 аят.

То есть это было ясно и понятно для людей, но они установили сотоварищей для Бога, Свят Он. Поэтому целью этого утверждения было отрицание соперников и равных Ему, а само утверждение существования Творца этого Мира - само собой вытекающее умозаключение путём доводов разума.

2. Даже если это выражение с лексической точки зрения не несёт смысла утверждения, но оно несёт этот смысл с точки зрения шариата.

5.Знай, что можно сказать:

«لَا رَجُلَ فِي الدَّارِ» - «Нет ни одного мужчины в доме».

В этом выражении слово «رَجُل» - «раджуль» - «мужчина» используется с «фатхой». Можно сказать:

«لَا رَجُلٌ فِي الدَّارِ» - «Нет мужчины в доме».

В этом выражении слово «رَجُل» - «раджуль» - «мужчина» используется с «даммой».

В первом случае отрицается наличие любого представителя мужского пола и указывает, что в нашем утверждении «لَا رَجُلَ» - «Нет ни одного мужчины …» следует отрицание самого понятия мужчины, а, как известно, отрицание понятия является отрицанием каждого из представителей этого понятия, потому что если появляется хотя бы один из представителей этого вида, то появляется само понятие. Наше выражение: «لَا رَجُلٌ فِي الدَّارِ» - «Нет мужчины в доме» - это противоположность выражению: « رَجُلٌ فِي الدَّارِ» - «Мужчина в доме», которое означает, что в доме только один мужчина, поэтому наше выражение: «لَا رَجُلٌ فِي الدَّارِ» - «Нет мужчины в доме», означает, что в доме нет только одного мужчины. Кроме случая, если мы переносим его смысл на общее отрицание, потому что если нет конкретизации, то правильнее переносить смысл на общее, а не на частичное. Поэтому утверждение «لَا رَجُلَ فِي الدَّارِ» - «Нет ни одного мужчины в доме» сильнее в общем отрицании, чем утверждение: «لَا رَجُلٌ فِي الدَّارِ» - «Нет мужчины в доме».

Как в Слове Всевышнего Аллаха:

«ذَٰلِكَ الْكِتَابُ لَا رَيْبَ ۛ فِيهِ ۛ هُدًى لِّلْمُتَّقِينَ» - «Это Писание, без сомнения, руководство для богобоязненных». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 2 аят.

Как в другом аяте:

«الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَاتٌ ۚ فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ فَلَا رَفَثَ وَلَا فُسُوقَ وَلَا جِدَالَ فِي الْحَجِّ ۗ وَمَا تَفْعَلُوا مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ اللَّهُ ۗ وَتَزَوَّدُوا فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَىٰ ۚ وَاتَّقُونِ يَا أُولِي الْأَلْبَابِ»

«Хадж в определённые месяцы, и кто приступил к хаджу в эти месяцы, то пусть не сквернословит, не грешит и не препирается на хадже. Аллах знает о благом, что вы совершаете, и запасайтесь в путь и богобоязненность – это лучший запас, и бойтесь Меня, о обладающие разумом». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 197 аят.

Исходя из того, что «фатха» несёт в себе сильную смысловую нагрузку именно здесь, в указании на общее отрицание, то это же распространяется на наше утверждение: «لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ» - «Ля Иляха илляЛлах» - «Нет Бога, помимо Аллаха».

6. Некоторые люди сказали: «Утверждение первее отрицания».

Один из нас может представить существование прежде отсутствия, потому что осмыслить отсутствие в целом невозможно, только если добавить к нему что-то конкретное, как, например, «Нет дома» или «Нет слуги».

Это доказывает, что утверждение первее отрицания и, если это так, то почему отрицание, которое является второстепенным поставлено перед утверждением, которое является первостепенным?

Ответ.

Есть несколько целей в том, что утверждению предшествует отрицание.

1) Отрицание господства для всех других, кроме Аллаха, а затем утверждение Его господства только для Него точнее в утверждении, как на примере сказавшего: «Нет в этой стране учёного, кроме такого-то», то это его высказывание сильнее в восхвалении его же другого изречения: «Такой-то – учёный этой страны».

2) У каждого человека одно сердце, которое не в состоянии вместить за один раз две вещи, и насколько оно будет занято одним, настолько оно будет лишено другого. Слово «لَا إِلَهَ» - «Ля Иляха …» - «Нет Бога …» выводит из сердца всё, помимо Аллаха, и когда сердце очищается от всего, помимо Аллаха, то приходит мощь «إِلَّا اللَّهُ» - «… илляЛлах» - «… помимо Аллаха», свет которого очищает и сполна озаряет сердце, наполняется сердце человека смыслами.

3) Отрицание от лексемы «لَا» - «Ля» - «нет» действует как омовение, а лексема «إِلَّا» - «илля» - «кроме» действует как молитва, и подобно тому, как омовение предшествует молитве, так же должно «لَا» - «Ля» - «нет» предшествовать «إِلَّا» - «илля» - «кроме» и это подобно тому как «استعاذة» - «исти’аза» - «произносить «أَعُوذُ بالله مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ » - «Аузу билляхи мина ш-шайтани р-раджим» - «Я прошу защиты у Аллаха от проклятого Сатаны» предшествует чтению Кур’ана. Можно привести другой пример: человек, который хочет, чтобы его дом посетил царь, должен первым делом навести в нём порядок, здесь тоже самое. Исходя из этого, учёные утверждают: «Первая половина этих слов – это очищение душ, а вторая – сияние светочей от присутствия Великого Владыки, первая половина – тленность, а вторая – вечность. Первая половина – отделение от всего, помимо Абсолюта, а вторая – соединение с Абсолютом. Первая половина указывает на Слово Всевышнего Аллаха: «فَفِرُّوا إِلَى اللّهَ» - «И бегите к Аллаху…». (Сура «Аз-Зарият» - «Ветра», 50 аят), а вторая указывает на Слово Всевышнего Аллаха: «قُلِ اللَّهُ ۖ ثُمَّ ذَرْهُمْ» - «Скажи: «Аллах» и оставь их» (сура «Аль-Ан’ам» - «Скот», 91 аят).

7.Полноценное познание Аллаха.

Кто-то может сказать: «Кто познал, что у Мира есть всемогущий, всезнающий Творец, обладающий всеми атрибутами божественности, тот овладел абсолютным познанием, и его знание заключается в том, что нет второго Бога, и он не прибавляет Аллаху никаких атрибутов, потому что отсутствие второго бога не является Его атрибутом, сверх Его совершенных атрибутов. В чём же причина, что знание о Нём недостаточно для достижения вечного счастья, необходимо, помимо знания о Его существовании, знание об отсутствии паритета - равного Ему?»

Ответ.

Если представить, что существует паритет, то человек не будет знать раб ли он первого или второго Бога, или он раб обоих богов, и он не будет благодарным слугой своего Владыки и Создателя, и он не будет в Нём нуждаться, потому что он скажет: «Если не примет Он меня, то примет меня равный Ему». Но когда человек знает, что у Мира нет другого бога, кроме Бога Единого, то в этом случае он будет искренним в своей покорности Ему и будет в Нём нуждаться, и будет знать, что нет иного убежища, кроме Его милости и нет спасения, кроме Его щедрости и великодушия.

8.Когда человек умирает верующим?

Половозрелый, разумный человек осознанно постигший существование Аллаха, но у него не было времени произнести: «لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ» - «Ля Иляха илляЛлах» - «Нет никакого Бога, помимо Аллаха», то нет сомнения, что он умер верующим, потому что он выполнил свою обязанность, но у него даже не было мига, чтобы произнести эти слова. Но если у него было достаточно времени, чтобы произнести «لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ» - «Ля Иляха илляЛлах» - «Нет никакого Бога, помимо Аллаха», и он умер, будет ли он верующим?

Некоторые учёные сказали, что он умер неверующим, потому что суть веры и спасения зависит от произнесения этих слов, если есть на это возможность как, например, в случае с фараоном, который знал об Аллахе. Доказательством этому Слово Всевышнего Аллаха:

«قَالَ لَقَدْ عَلِمْتَ مَا أَنزَلَ هَٰؤُلَاءِ إِلَّا رَبُّ السَّمَاوَاتِ»

«Сказал Муса: «Воистину, ты знал, что никто не низвёл эти знамения, кроме Господа Небес …». Сура «Аль-Исра» - «Ночное путешествие», 102 аят.

Муса (мир ему) сказал, что фараон знал о существовании Аллаха, но умер неверующим. Это подтверждает мнение, что одного знания для достижения веры недостаточно, а необходимо прибавлять к этому словесное признание.

Другие учёные говорят, что он верующий, потому что он всецело познал Господа и доказательством этому - слово Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

«يَخْرُجُ مِنَ النَّارِ مَنْ كَانَ فِي قَلْبِه مِثْقَالُ ذَرَّةٍ مِنْ إِيمَانٍ» - «Выйдет из Ада тот, у кого в сердце будет веры хотя бы на вес пылинки». Приводит Ат-Тирмизи в своём сборнике «Сунан», глава «У Ада два выдоха», №2598 (4/714) и приводит похожий хадис Аль-Хаким в сборнике «Аль-Мустадрак», книга веры, №234 (1/141) и другие. А сердце этого человека переполнено верой, так как же он не выйдет из Ада?! Конечно, он грешен за то, что он оставил признание веры языком!

9.Как произносить это свидетельство?

Некоторые учёные считают, что произнося «لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ» - «Ля Иляха илляЛлах» - «Нет никакого Бога, помимо Аллаха», рекомендуется тянуть слово «لَا» - «Ля» - «нет», потому что человек в это время в уме представляет все паритеты и всех противников Аллаха и отрицает их, а вслед за этим он произносит « إِلَّا اللَّهُ» - «… илляЛлах» - «… помимо Аллаха», и это более искренне. Другие учёные говорят: «Лучше не делать этой протяжки, потому что он может умереть, пока будет тянуть «لَا» - «Ля» - «нет», не успев перейти к слову «إِلَهَ» - «Илях» - «Бог».

По моему мнению тот, кто произносит эти слова, чтобы перейти из неверия в веру для него лучше не тянуть это слово, для скорейшего перехода к вере. Если это слово повторяет верующий человек для обновления веры и умножения награды, то ему лучше тянуть, чтобы в это время он в уме более осознанно отрицал всех равных и противных Аллаху и завершил словами «إِلَّا اللَّهُ» - «… илляЛлах» - «… помимо Аллаха». Это будет более истинным и полноценным признанием божественности.

10.Степени людей в произнесении свидетельства.

Знай, что люди, произносящие эти слова делятся на степени и категории. Стоящий на нижайшей из этих степеней - это тот, кто произносит эти слова своим языком, и он тем самым сохраняет свою жизнь и оберегает имущество. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

أُمِرْتُ أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ ، حَتَّى يَقُولُوا : لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ ، فَإِذَا قَالُوها

عَصَمُوا مِنِّي دِمَاءَهُمْ ، وَأَمْوَالَهُمْ إِلَّا بِحَقِّهَا

«Было мне велено сражаться с людьми до тех пор, пока не скажут они: «لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ» - «Ля Иляха илляЛлах» - «Нет никакого Бога, помимо Аллаха», и как только они скажут это, то сделали они не прикосновенным для меня их кровь и имущество кроме как по праву». Приводит Аль-Бухари в своём «Сахих» в главе «И, если раскаялись они и исполняли молитву …» (сура «Ат-Тауба» - «Покаяние», 5 аят), №25 (1/17), Муслим в своём сборнике «Сахих» в главе «Приказ сражаться с людьми», №21 (1/52) и другие. Эта степень равна для лицемера и искреннего, заблудшего и идущего по истинному пути.

То есть каждый произносящий слово это получает благодать и выгоды его, кто желает мира сего - тот искомое и благости его, кто желает мира грядущего - воссоединяет две доли, и обретает счастье в обоих мирах.

На второй степени – те, кто к произнесению языком добавили, следуя традиции, убеждение сердцем. Знай, что убеждение, подражая кому-то не является знанием, потому что это завязывание и закрытие, что является антонимом развязывания и раскрытия, а знание - это образное раскрытие, как сказал Всевышний Аллах:

«أَفَمَن شَرَحَ اللَّهُ صَدْرَهُ لِلْإِسْلَامِ»

«И тот, чьё сердце раскрыл Аллах для ислама …». Сура «Зумар» - «Толпы», 22 аят.

Это подтверждает тот факт, что обладатель таких убеждений (таклид) не является познавшим и знающим, но будет ли он уверовавшим? Относительно этого есть разные мнения.

Третья степень для всех добавивших к убеждению сердцем познание общих доказательств, но не достигших степени незыблемой убеждённости.

Четвёртая степень для всех, кто подкрепили эти убеждения неопровержимыми и убедительными доказательствами, но они не из числа обладателей мукашафат (вдохновение, наитие) и мушахадат (озарение), и не из обладателей озарения.

Знай, что у произнесения языком одна степень, а у убеждений сердца различные степени в зависимости от силы и слабости убеждённости, её долговечности или краткосрочности, от многочисленности и малочисленности этих убеждений. Например, следующий традиции может быть верует только в то, что Аллах един, а может и в это, и в большинство других вопросов, считающихся основой достоверности веры. Знай, что чем больше такой человек будет сомневаться в этих вопросах, тем больше будет непонятно ему простое следование и подражание.

Третья степень – это подкрепление убеждений общими доказательствами, но нет возможности точно определить уровень убеждённости людей в этой степени.

Четвёртая степень – это уже поднятие на ступень с общих на убедительные доказательства. Людей, достигших этой степени очень мало, они исключительная редкость, потому что это зависит от познания условий доказательств и от дальнейшего их использования по назначению, а это предельная сила.

Пятая степень – это степень обладателей мукашафата и мушахадата, их количественное соотношение с обладателями четвёртой степени и с остальными людьми.

Знай, что нет предела мирам мукашафата, потому что это путешествие разума по уровням и степеням величия Аллаха, по местам воздействий Его могущества и святости, и нет предела этим уровням, как и нет конца путешествию по этим уровням.

Учёные-суфии делят обладателей мукашафата и мушахадата на шесть степеней: три из них начальные и три завершающие. Три начальные степени: «ал-ляваих», «ал-лявами’» и «ат-тавали’». У тех, кто находится на начальных степенях, сияние солнца познания не длится долго, но Абсолют неустанно питает их сердца и души. Как сказал Всевышний Аллах:

«وَلَهُمْ رِزْقُهُمْ فِيهَا بُكْرَةً وَعَشِيًّا» - «И для них там их пропитание денно и нощно». Сура «Марьям», 62 аят.

Всякий раз, как небо сердец закрывают тучи благоденствия, пробивается через них лучи мукашафата, озаряя светом близости. Вначале появляется «ал-ляваих», потом «ал-лявами’» и «ат-тавали’». Ал-Ляваих подобно молнии появляются и тотчас исчезают, как сказал поэт:

«فَافْتَرَقْنَا حَوْلاً فَلَمّا التَقَيْنَا

كَانَ تَسْلِيمُهُ عَليّ وَدَاعَا»

«Были в разлуке им год, а когда мы встретились

Его приветствие для меня было прощанием».

Потом «ал-лявами’», которые ярче, чем «ал-ляваих», и не исчезают так быстро как «ал-ляваих, а остаются в два три раза дольше. А «ат-тавали’» остаются ещё больше, они сильнее и мощнее, они больше разгоняют мрак и оставляют в изумлении на больший период времени, но они могут закатиться и пройти и время их заката длится долго. Действие «ал-ляваих», потом «ал-лявами’» и «ат-тавали’» различное. Иной раз, когда они проходят, от них ничего не остаётся, иногда остаётся только след как, например, если исчезает картина, но остаются очертания, так же уходят и эти лучи, оставляя следы, и человек, успокоившись после буйства этих лучей, живёт в свете их благости.

Три степени завершения – это «аль-махадарат», «аль-мукашафат» и «аль-мушахадат». «Аль-Мухадарат» – это присутствие сердца при доказательствах, и доказательства нескончаемо следуют друг за другом, и это свет пути. Затем наступает аль-мукашафат – когда человек, направляясь к Аллаху, не нуждается в том, чтобы спрашивать дорогу и раздумывать над путеводителями. Разница между этим состоянием и предыдущем в том, что в первом случае человек сам выбирает переход от путеводителя к тому, на что он указывает, а в состоянии аль-мукашафат он переходит от путеводителей под наитие Абсолюта без своего выбора, потому что всякий раз, как ему открывается что-то новое, свет его разума отражается в царствии Абсолюта без его выбора. Следующая стадия это «аль-мушахадат», что является непрерывным сиянием озарения в сердце человека. Это можно представить на примере непрерывающихся ни на миг молний в тёмную ночь, из-за чего ночь превращается в день. То же самое происходит с сердцем в этом состоянии, когда не прерывается сияние озарения в нём, в нём не наступает ночь и всё время яркий день, и сердце становится подобным, сказанному поэтом:

لَيْلى بِوَجْهِكَ مُشْرِقٌ وَظَلامُهُ فى النَّاسِ سَارِى
النَّاسُ فى سُدُفِ الظّلا م وَنَحْنُ فِى ضَوْءِ النّهَارِ

«Ночь моя лицом твоим озарена, а мрак её накрыл других людей

Когда люди пребывают во мраке ночном, мы пребываем в свете дневном».

Если желаешь вот три примера для этих состояний.

«Аль-Мухадарат» – это как видеть что-то во сне. «Аль-мукашафат» как видеть это в полудрёме, а «аль-мушахадат» – это как способность видеть наяву, и как видимость наяву отличается, в зависимости от близости и дальности, освещённости и темноты, многочисленности и малочисленности препятствий, от силы и слабости зрения и то же самое видимость в состоянии «аль-мушахадат».

Другой пример: «аль-махадарат» подобно сидению на пороге у ворот царского дворца, «аль-мукашафат» – это войти за ворота, а «аль-мушахадат» – это стоять там, где нет между тобой и искомым никакой преграды. Спросили Ибн Динара: «Когда познавший может увидеть Абсолют?» Он ответил: «Когда воссияет свет познания Аллаха, исчезнет всё остальное, пропадёт одарённость и рухнет искренность».

Знай, так как это высочайшая степень, то бездействие здесь считается великим грехом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«إنه ليغان على قلبي، وإني لأستغفر الله في اليوم مائة مرة» - «Воистину, накрывает сердце моё, и, воистину, я прошу прощения у Аллаха сто раз на дню». Приводит Муслим в своём сборнике «Сахих», глава «Желательность мольбы о прощении у Аллаха», №2702 (4/2075).

В этом хадисе несколько пунктов:

1) смысл в том, что сердце Пророка постигает забывчивость, он отвлекается на человеческие потребности, поэтому он спасается, моля Аллаха о прощении;

2) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всегда находился в восхождении и, когда он поднимался на следующую степень и видел предыдущую, и видя малость её и незначительность в покорности Аллаху, просил прощения у Него за это.

3) может быть он увидел истину сияния вечного мира, возвеличил эту степень и ликовал в честь этого, а возможно это возвеличивание и ликование отвлекло его от погружения в служение Абсолюту, поэтому он просил прощения у Него за это.

4) всякий раз, как открывалось ему что-то из вечного мира, он знал, что достиг этого благодаря своей силе и мощи и что разум его и мощь ничто по отношению к величию Аллаха. Он знал, что раскрытое ему по отношению к сокрытому ничтожно, и он просил прощения у Аллаха за то, чтобы не описать Его посредством познания своего сердца, ума, мольбы. 

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме