В некоторых аятах Всевышний Аллах говорит о мудрости зикра с двух позиций.
Первая мудрость зикра.
Всевышний Аллах сказал:
الَّذِينَ آمَنُواْ وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكْرِ اللّهِ أَلاَ بِذِكْرِ اللّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ ﴿٢٨﴾
«Сердца уверовавших находят успокоение в поминании Аллаха, воистину, в поминании Аллаха успокоение сердец». Сура «Ар-Ра’д» - «Гром», 28 аят.
Этот аят разъясняется с двух позиций:
1 – Всё, кроме Абсолюта (Аллаха) относительно, а относительное - зависимо от чего-то, и значит несамодостаточно. Несамодостаточное не может существовать без чего-то другого, поэтому не удивительно, что ты не можешь в относительном обрести спокойствия и уверенности. Но Абсолют - безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный Бог, и невозможно искать что-то другое, потому что по щедрости Его решаются просьбы и исчезают проблемы, если обратиться к Нему.
Поэтому Он сказал: «…воистину, в поминании Аллаха успокоение сердец».
2 – Нужды раба Божьего не заканчиваются, а все творения имеют конец, поэтому нескончаемое невозможно соотнести с ограниченным. Нужды раба не решаются, даже если соберутся все творения вместе. Помимо этого, для их решения нужны щедрость и могущество, а это всё присуще только Аллаху, Свят Он и Велик, поэтому Он сказал: «…воистину, в поминании Аллаха - успокоение сердец».
Вторая мудрость зикра.
Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ الَّذِينَ اتَّقَواْ إِذَا مَسَّهُمْ طَائِفٌ مِّنَ الشَّيْطَانِ تَذَكَّرُواْ فَإِذَا هُم مُّبْصِرُونَ ﴿٢٠١﴾
«Воистину, богобоязненные люди, если их коснётся наущение от Сатаны, вспоминают о наказании и награде Аллаха, и они понимают». Сура «Аль-А’раф» - «Преграды», 201 аят.
Немаловажно, что пользой поминания Аллаха является избавление от мрака человеческой сущности, потому что всё, кроме Абсолюта (Аллаха) относительно, а относительное зависимо от чего-то, и значит не автономно, не может существовать без чего-то другого. Относительное может существовать и может не существовать, а небытие - это источник мрака. Всё, кроме Аллаха мрак. Только Абсолют – существующий сам по себе и ни в ком не нуждающийся является истоком света и поэтому не удивительно, что у того, кто занят Истоком святости и величия, свет мира божьего проникает внутрь его сердца и устраняет мрак сердца и духа.
Источник: alhakk.ru