Среда 17 апреля 2024 г.
Фаджр
02:36
Восход
05:23
Зухр
12:41
Аср
17:30
Магриб
19:52
Иша
22:02
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Коранические и древние названия Каабы

Коранические и древние названия Каабы

Священная Кааба с момента зарождения человеческой цивилизации играет огромную роль в религиозной жизни людей, поклоняющихся Единому Творцу. На протяжении всей своей истории исламская святыня притягивает к себе миллионы паломников, стремящихся поклониться Творцу всего сущего у её стен. Святость Каабы подчёркивается частым упоминанием о ней в Коране. Столь особое внимание священного писания к данному объекту подчёркивает его высокий статус перед Всевышним.

Издавна Каабу посещали разные племена и народы. Это обстоятельство послужило причиной тому, что святыня имеет множество названий. В Коране упоминается пять из них, помимо этого существует ряд названий, дошедших до нас с доисламского периода и в настоящее время практически не употребляющиеся. Есть и те, которые сегодня широко используют современные мусульмане. В данной статье хотелось бы рассмотреть коранические, древние и современные названия главной святыни мусульман.

Слово «кааба» производное от арабского глагола كعّب – (придавать форму куба). Существительное «кааба» переводится как объект кубической формы. Само слово «кааба» в книге Аллаха упоминается лишь дважды.

1. «О те, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу, находясь в ихраме. Если кто-нибудь из вас убьет ее преднамеренно, то воздаянием за это будет скотина, подобная той, что он убил. Выносят решение о ней (о жертвенной скотине) двое справедливых мужей из вас, и эта жертва должна достичь Каабы (الكعبة )» (сура «Трапеза», 95 аят).

2. «Аллах сделал Каабу (الكعبة ), Заповедный дом…» (сура «Трапеза», 97 аят).

Несколько раз в коранических аятах главная святыня ислама упоминается под словом البيت– Дом.

1. «Вот Мы сделали Дом (الْبَيْتَ) (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом» (сура «Корова», 125 аят).

2. «Вот Ибрахим (Авраам) и Исмаил (Измаил) подняли основание Дома (الْبَيْتِ) (Каабы)…»(сура «Корова», 127 аят).

3. «…Кто совершает (большое) паломничество [хадж] к Дому (الْبَيْتَ)…» (сура «Корова», 158 аят).

4. «Воистину, первым домом (بيتٍ), который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Бекке (Мекке)» (сура «Семейство Имрана», 96 аят).

5. «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (البيتِ) (Каабе), если они способны проделать этот путь» (сура «Семейство Имрана», 97 аят).

6. «Их молитва возле Дома (البيتِ) была всего лишь свистом и хлопаньем в ладоши» (сура «аль – Анфаль», 35 аят).

7. Вот Мы указали Ибрахиму (Аврааму) на место Дома (البيتِ) (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (بيتيَ) (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц» (сура «Паломничество», 26 аят).

8. «Пусть же они поклоняются Господу этого Дома (البيتِ) (Каабы)…» (сура «Курайшиты», 3 аят).

Два раза Кааба упоминается под названием بيت العتيق – (Байт аль – Атик) – «древний Дом».

1. «Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома (بيت العتيق)» (сура «Паломничество», 29 аят).

2. «Они (жертвенные животные) приносят вам пользу до определенного времени, а место их заклания - у древнего Дома (بيت العتيق)» (сура «Паломничество», 33 аят).

Другое значение слова «аль – Атик» - освобождённый. По словам османского бригадного генерала Ибрахима Рифата Паши, в начале XX века отвечавшего за организацию паломничества в Мекку, Кааба названа так, потому что Аллах освободил её от управления ею деспотами и тиранами, коими являлись язычники.

В двух аятах Кааба упоминается как بيت الحرام – (Байт аль – Харам) – «Заповедный дом».

«Не считайте дозволенным покушаться на жертвенных животных, или животных (или людей) с ожерельями, или людей, которые приходят к Заповедному дому (بيت الحرام), стремясь к милости и довольству своего Господа» (сура «Трапеза», 2 аят).

«Аллах сделал Каабу, Заповедный дом (بيت الحرام), а также запретный месяц, жертвенных животных и животных [или людей] с ожерельями опорой для людей» (сура «Трапеза», 97 аят).

Один раз Коран упоминает Каабу под названием بيت المحرم (Байт аль – Мухаррам), имеющее то же значение что и Байт аль – Харам – Заповедный Дом.

«Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома (بيت المحرم)» (сура «Ибрахим», 37 аят).

Помимо этого, в суре «ат – Тур» упоминается Байт аль – Ма‘мур

– наполненный, посещаемый Дом.

«Клянусь домом наполненным» (сура «ат – Тур», 4 аят). Большинство толкователей считает, что здесь идёт речь о храме на седьмом небе, который видел пророк Мухаммад, мир ему, при вознесении на небеса, но часть из них придерживается мнения, что Аллах здесь клянётся Заповедной мечетью, на территории которой находится Кааба, или же самой Каабой.

Сама Заповедная мечеть (مسجد الحرام), внутри которой находится Кааба в Коране упоминается семь раз.

1. «Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети» (مسجد الحرام) (сура «Корова», 144 аят).
2. «Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заповедной мечети» (مسجد الحرام) (сура «Корова» ,149 аят).
3. «Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заповедной мечети» (مسجد الحرام) (сура, «Корова», 150 аят).
4. «И пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети(مسجد الحرام), не подтолкнет вас на преступление» (сура, Трапеза», 2 аят).
5. «Может ли быть у многобожников договор с Аллахом и Его Посланником, не считая тех, с которыми вы заключили договор у Заповедной мечети (مسجد الحرام)?» (сура «Покаяние», 7 аят).
6. «Неужели утоление жажды паломника и содержание Заповедной мечети вы приравниваете к деяниям тех, кто уверовал в Аллаха и в Последний день и сражался на Его пути?» (сура «Покаяние», 19 аят).
7. «…И пусть они после этого их года не приближаются к Заповедной мечети» (сура «Покаяние», 28 аят).

Как уже было указано ранее, помимо коранических названий, среди арабов издавна бытовало множество наименований «Святого Дома», имевших определённое значение, и связанных с историей и почётным местом Каабы. Так, в книге «Машарикуль – анвар фи тафсири сыхахуль-ансар» известный исламский учёный Кади Ияд упоминает Каабу под названием البنية (аль - Баниййа) от глагола بنى (бана) – строить, сооружать. Так же Каабу в своих трудах называет известный исламский историк Ибн Асир, используя термин بنية إبراهيم, дословно «постройка Ибрахима». При этом автор подчёркивает, что так Кааба называется по причине того, что она по велению Всевышнего Аллаха была повторно воздвигнута пророком Ибрахимом и его сыном Исмаилом. Рассуждая о том, почему в данном термине Ибн Асир использует имя одного пророка, тогда как в возведении храма участвовали двое, можно предположить, что это связано с повелением Всевышнего, которое поступило свыше именно Ибрахиму, мир ему. В Коране говорится: «Вот Мы указали Ибрахиму (Аврааму) на место Дома (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц» (сура «Паломничество», 26 аят). Как видно из приведённого аята, приказ поступил одному Ибрахиму, мир ему, а не ему и его сыну, который тоже был пророком.

Ещё одно название Каабы, которое использовалось арабскими племенами в древности – это الدُّوَّار (ад – Дуввар). Данное слово упоминается в труде известного багдадского учёного – филолога Якута аль – Хамави «Муджамуль – бульдан». Раньше этим словом обозначался ритуальный обход вокруг чего – либо. Так древние арабы называли ритуальный обход, совершаемый вокруг идолов. Кааба удостоилась такого названия, так как она является первым объектом на земле, вокруг которой люди совершали ритуальный обход.

Другим древним названием Каабы является слово القادس (аль – Кадис) – святой, священный. Так арабы называли Каабу по причине её святости и почёта.

Средневековый исламский историк Мухаммад аль – Азраки в своей книге «Известия Мекки» называет Каабу словом ناذر (назир). Данное слово обозначает человека, давшего обет Богу совершить какое-либо благодеяние или давшего обет совершить жертвоприношение. Возможно слово «назир» употреблялось древними арабами в отношении Каабы из-за обета, данного пророком Ибрахимом, мир ему, Аллаху. Обет пророка заключался в принесении в жертву собственного сына, в случае если он был бы дарован Аллахом тогда ещё бездетному Ибрахиму. Это известное событие произошло в пределах Мекки, где находится Кааба.

В некоторых источниках Кааба упоминается как القرية القديمة – старое селение. Данное название связано с тем, что прародители всего человечества Адам и Хава (Ева) основали первое своё поселение на территории Мекки, возле Каабы.

Автор известного в арабском мире словаря «аль – Мухит» Фейруз Абади присваивает Каабе ещё одно название – الحساء (аль - Хиса) – твёрдое, укреплённое место. Так называли племя Бану Кинана, представители которого проживали в Мекке и в её окрестностях. Данное прозвище они и те, кто следовал за ними в исповедании религиозного культа,получили за ревностное отношение к своим религиозным традициям, центральное место в которых занимала Кааба.

Ещё одно название Каабы, упоминаемое в «аль – Мухит» - это الأل – (аль - Алю). Сообщается, что это также название одной из гор в пределах Мекки. Там же приводится древнее, доисламское название Каабы المذهب (аль – Музхаб) – дословно «идущий». Данное слово также связано с тем, что множество людей шли к Каабе с разных краёв для совершения паломничества.

По мнению некоторых толкователей Корана, слово Бекка (Мекка), упоминаемое в Коране также относится к Каабе и Заповедной мечети. Согласно другому мнению, под этим словом подразумевается не только Кааба и мечеть, но и весь город.

Помимо этого, древние арабы в отношении Каабы использовали слово قبلة (Кибла), означающее направление в определённую сторону. В Коране данный термин обозначает направление в молитве в сторону Каабы. «Мы видели, как ты (Мухаммад) обращался к небу в поисках киблы, и Мы обращаем тебя к кибле, которая тебя обрадует. Так поверни же своё лицо к Заповедной Мечети» (сура «Корова», 144 аят).

Арабы называли Каабу этим словом, потому что каждый год многочисленные племена направлялись к Каабе для совершения паломничества. Когда правитель Йемена Абрахапришёл в Мекку с намерением разрушить Каабу, глава курайшитов Абдульмутталиб, обращаясь к Аллаху за помощью и спасением назвал Каабу Кыблой:

إن كنت تاركهم وقبلتنا فأمر ما بداك – «…А коли оставишь Ты их и нашу Кыблу (Каабу), то это дело принадлежит Тебе».

Современные мусульмане в отношении Каабы часто употребляют слово بيت الله(байтуЛлах) – дом Аллаха. Данное название связано с аятом, в котором Аллах сам назвал Каабу своим домом. «…и очищай Мой Дом (Каабу)» (сура «Паломничество», 26 аят). В данном случае стоит подчеркнуть то, что Аллах не нуждается не в месте, не в направлении, не подчиняется законам физики и время не властно над Ним. Употреблённое в аяте слово «дом» имеет аллегорическое значение и подразумевает место, храм, где люди поклоняются Творцу и восхваляют Его. Упоминание в Коране Каабы таким словом указывает на её высокую степень перед Всевышним.

Часто можно услышать термин «Кааба Муаззама» - возвеличенная Кааба. Так мусульмане называют святыню по причине того, что Аллах возвеличил её частым упоминанием в Коране.

الكعبة المشرفة Аль-Ка'ба аль-Мушаррафа - Досточтимая Кааба – это ещё одно из распространённых сегодня названий, подчёркивающее её почёт, значимость и почтение, оказываемое ей мусульманами всего мира.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме