Часто задают вопрос: "Как быть, если человек умер и у него есть пропущенные посты?".
На этот вопрос отвечает Управление фетв Египта.
Если человек не постился по уважительной причине с точки зрения шариата, и вследствие этого он не сумел поститься до самой смерти, то в этом случае по единогласному мнению факихов, за умершего не надо поститься, не надо платить фидью, потому что это не по его упущению, и на нём нет греха. Это фард, который он не имел возможности совершить до самой смерти, в связи с чем, он не обязателен для него подобно, нпример хаджу, который он не имел возможности совершить при жизни.
Если же уважительная причина миновала (устранилась) и человек имел возможность восполнить пропущенные посты, но он их не восполнил до своей смерти, то в этом случае у факихов два мнения.
Большинство факихов (ханафиты, маликиты, новый мазхаб шафиитов и по мнению ханбалитов) считают, что после смерти человека никто за него не держит пост, но за каждый день раздаётся один мудд продуктов питания. Мудд - это древняя мера веса и факихи дают разные аналоги. По мнению шафиитов и маликитов - это пол чаши. По мнению учёных Хиджаза - это 1,3 ратля, по мнению учёных Ирака - 2 ратля. Пост никто не может держать за человека при его жизни и то же самое после его смерти, как и молитву, никто не может исполнять его молитвы при его жизни и после его смерти.
Приверженцы хадиса и некоторые учёные из числа праведных предшественников считают, что родственнику можно поститься за своего усопшего родственника. Имам Аш-Шафии добавил: "Это заменяет ему раздачу продуктов питания и усопший освобождается от пропущенного поста". Наследник не обязан поститься за него, у него есть право выбора либо поститься, либо раздавать продукты, хотя пост лучше. Пост лучше раздачи продуктов, потому что как приводит Аль-Бухари и Муслим от Аиши (да будет доволен ею Аллах) в хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Если кто-то умер и у него остался пост, за него постится его родственник". Также они приводят, что Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал: "Пришёл человек к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и обратился к нему с вопросом: "О, Посланник Аллаха! Воистину, моя мать умерла и осталась должна месяц поста, возместить ли мне за неё?". Он спросил: "Если бы у твоей матери был долг, возместил бы ты его за неё?". Человек ответил: "Да". Пророк сказал: "Долг Аллаха самый достойный для возмещения".
Имам Ахмад, Ал-Лейс, Исхак и Абу Убайд сказали: "За усопшего восполняется только пост обета. Исходя из того, что хадис госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) имеет общий смысл, а хадис Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) конкретный о посте обета.
С разрешения родственника за усопшего может поститься и посторонний человек.
Источник: alhakk.ru