Пятница 29 марта 2024 г.
Фаджр
03:55
Восход
06:14
Зухр
12:46
Аср
17:01
Магриб
19:11
Иша
21:04
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Хаджи Бекташ Вали – праведный аскет или лжец – нововведенец?

Хаджи Бекташ Вали – праведный аскет или лжец – нововведенец?

Вали Бекташ являлся одним из известнейших проповедников ислама в ранней истории Османской империи. Его настоящее имя – Саййид Мухаммад бин Ибрахим Ата по прозвищу Бекташ. Он родился в Хорасане (восточный Иран). Точная дата рождения неизвестна. Он происходил из рода Али, да будет доволен им Аллах. Умер, преположительно в 1270/1271 году неподалеку от города Кыршехир. Позже, селение, где покоится прах исламского праведника было названо его именем.

В детстве отец Вали Бекташа отдал его на воспитание Шейху Лукману Перенди, медресе которого располагалось в иранском городе Нишапур. Этот шейх был учеником и наместником Ахмеда Ясави. С раннего детства у Вали Бекташа обнаруживались проявления караматов – чудотворений. Однажды наставник Бекташа вошел в его комнату и увидев ее, наполненной лучезарным светом оторопел от удивления. В этот момент по обе стороны от Бекташа находились два творения, излучающих свет, они читали Коран, когда шейх вошел в комнату, они исчезли. Шейх спросил у Вали Бекташа о них. Бекташ ответил: «Один из них господин мира (Мухаммад, мир ему), другой Али (да будет доволен им Аллах)».

Однажды, когда Вали Бекташ слушал учителя, наступило время намаза. Шейх попросил своего слугу приготовить ему воду для омовения. Вали Бекташ обратился к учителю: «О, шейх! Не будет ли достаточным, если вы своим взором выведите источник с места, где мы находимся? В этом случае вам не нужно будет выходить наружу». Шейх, отвечая ученику сказал о том, что его способностей недостаточно для этого. Вали Бекташ обратился к Аллаху с мольбой, при этом учитель произнес: «Амин». В этот момент, из центра комнаты фонтаном хлынул игривый источник, устремившийся к вратам медресе. Цветы, росшие в здании и снаружи начали распускаться.

Спустя какое-то время после этого случая шейх Лукман отправился в хадж. Во время стояния на горе Арафат, шейх обратился к своим ученикам со словами: «Любимцы мои, сегодня день арафа, в нашем доме готовится еда!» По воле Аллаха, Вали Бекташ услышал слова своего учителя, в момент, когда он готовил пищу в его доме. В тот же момент он по милости Всевышнего передал сосуд с пищей своему учителю. Когда учитель вернулся в Нишапур, он рассказал жителям города о чуде, которое сотворил его ученик. За это чудо шейх дал Бекташу прозвище Хаджи. Когда ученые Хорасана пришли поздравить шейха с возвращением из хаджа, они удивились источнику, который проистекал из центра учебной комнаты. Они спросили его об этом. Шейх сказал гостям, что это чудо Хаджи Бекташа и рассказал им о других чудесах, творимых его учеником. Они поразились тому, что маленький мальчик обладает такими удивительными способностями. Хаджи Бекташ сказал ученым: «Я потом Пророка, мир ему, не думайте, что эти способности от меня, поистине, это дар Аллаха».

По окончании обучения, Хаджи Бекташ направился в Анатолию. Там он вел проповедь ислама среди местного населения, у него было много учеников и последователей. За короткий период ему удалось завоевать непререкаемый авторитет среди местных мусульман. Здесь Хаджи Бекташ со своими учениками начинает тесно взаимодействовать с движением «Ахиййа» (братство), представлявшем на тот момент крупную организацию, ведшую свою деятельность в таких сферах, как религия, экономика, оборона границ Османского государства. Члены братства занимались и социальным служением. В связи с этим, Османский султанский дом начал покровительствовать Бекташу и его ученикам, которые также принимали большое участие в социальном развитии региона. Турецкие ученые отмечают, что Вали Бекташ играл огромную роль в деле становления Османского государства, так как пик его деятельности пришелся на период становления Османской Турции. Во время правления султана Орхана в армии Османов было организовано военизированное подразделение, в российской историографии известное как «янычары» от турецкого «Yeniçeri». Согласно народной легенде, Хаджи Бекташ совершил дуа – мольбу Всевышнему, стоя перед солдатами – янычарами. Он протер спину каждого янычара, желая им храбрости и доблести в боях с врагами. Однако, это лишь легенда, так как достоверно известно то, что к моменту создания корпуса янычар Хаджи Бекташа уже не было в живых. В то же время нельзя исключать и то, что данные действия были произведены его последователями. Так, источники сообщают о том, что султан Орхан перед вынесением решения о создании нового корпуса попросил благословения у представителей ордена бекташи.

Бекташ, будучи почитаемым домом Османов и после его смерти, стал духовным наставником янычар. В последующем, до самой ликвидации этого формирования в 19 веке, Хаджи Бекташ оставался для янычар эталоном духовности, нравственности и исламской морали. Приверженность воинов – янычар к учению Бекташа способствовало развитию в них чувств патриотизма, доблести и отваги. Янычары потрясали войска врагов своим мужеством и героизмом. К тому же, наследие Хаджи Бекташа являлось фактором сближения янычар с простым народом. Это связано с тем, что Бекташ являлся авторитетом, как для воинов, так и для простых граждан.

Все последующие поколения не забывали духовную связь со своим шейхом. На протяжении веков, янычары, бросаясь в бой, пели свой гимн, в котором, непременно упоминали Аллаха, пророка, мир ему, и своего наставника.

Гимн янычар на турецком языке:

"Allah, Allah! İllallah! Baş uryân, sîne püryân, kılıç al kan. Bu meydanda nice başlar kesilir. Kahrımız, kılıcımız düşmana ziyân! Kulluğumuz pâdişâha ayân! Üçler, yediler, kırklar! Gülbang-i Muhammedî, Nûr-i Nebî, Kerem-i Ali... Pîrimiz, sultânımız Hacı Bektâş-ı Velî..."

Перевод:

«Аллах, Аллах! Илляллах! Непокрыта голова, горя грудь полна, сабля кровью облита. Сколько будет сражено врагов! Наша сила, наша сабля для врагов погибель. Мы слуги падишаха! Трое, семеро, сорок! Молитва Мухаммада, свет пророка, щедрость Али… Наш патриарх, наш султан Хаджи Бекташ Вали

Хаджи Бекташ написал книгу на арабском языке под названием Макалат. Ему также приписывают сборник стихов «Вдох», однако ученые утверждают, что это стихи не Бекташа.

Бекташ придерживался суфийского направления ислама, это проявляется в его труде. Он в частности пишет: «Первой ступенью суфийского тариката является полноценное раскаяние, подкрепленное следованием ученому. Раскаяние – это совершенное ощущение сожаления за грех и твердое намерение в будущем его не совершения. При раскаянии должны течь слезы. Принимающий покаяние – Всевышний Аллах. После совершения раскаяния следует упование на Аллаха. Вторая ступень – быть учеником. Третья – усердие через совершение действий, которых противится душа, не желая выполнять их. Четвертая ступень – служение духовному наставнику. Пятая ступень – страх. Шестая – надежда. Седьмая – желание и бедность.

Первая ступень марифата (познание Аллаха) – это порядочность, вторая – страх. Третья – потребление пищи в малом количестве. Четвертая – терпение и довольство. Пятая – стеснительность. Шестая – щедрость. Седьмая – знание. Восьмая – познание Аллаха. Девятая – познание самого себя».

После смерти Бекташа его ученики создали орден его последователей под названием «Бекташи». Данный орден считался одним из тарикатов суфийского ислама. Стоит отметить, что количество последователей ордена, придерживавшихся бекташизма, учение которого не выходило за рамки классического суфийского учения со временем становилось все меньше. Вместо них на историческую авансцену начали выходить последователи «псевдобекташизма», исповедовавших совсем иные воззрения, резко отличавшиеся от воззрений Бекташа. К началу 20 века истинных бекташей практически не осталось. Некогда орден бекташи, горячо любимый войском Османских султанов и мусульманами империи начал видоизменяться. Нововведениям подвергались, как аспекты религиозной практики, так и богословие. Сильнейшим фактором, повлиявшим на дальнейшее развитие «псевдобекташизма» явилось активное распространение на территории Турции, Ирана и Сирии учения хуруфитов. По сути дела, представители псевдорелигиозных учений, подобных хуруфитам выдавали себя за последователей ордена бекташи и других внутриисламских религиозных направлений для избежания политических репрессий со стороны действующих властей.

Говоря о хуруфизме стоит сказать, что данная группа исповедовала идеи, полностью не соответствующие духу истинного ислама. Вдохновителем и организатором хуруфитов являлся Фадлуллах Хуруфи. За свои взгляды он был казнен по приказу Тамерлана. После гибели своего учителя, 20 его наиболее приближенных ученика покинули пределы государства Тамерлана и отправились в Анатолию. Один из них по имени Алиййуль – Аля вступил в орден бекташи в одной из их обителей. Он скрыто распространял книгу под названием «Джавидан» в которой были изложены основные постулаты веры хуруфитов. Особое внимание он уделял людям не очень сведущих в религиозных вопросах. Он пропагандировал идеи хуруфизма, убеждая людей в том, что это и есть учение Вали Бекташа. В результате пропагандистской деятельности Алиййуль – Аля и других хуруфитов, в ордене бекташи произошел раскол. Часть бекташей придерживалась первоначальной версии своего тариката, другая часть уже исповедовала хуруфизм, полагая, что это бекташизм.

Успех сопутствовал хуруфитам. Причиной тому служило положительное отношение хуруфитов к вещам и действиям, которые запрещены в классическом исламе. Они не запрещали употреблять в пищу мясо, которое запрещено Кораном и сунной, они разрешали употреблять алкоголь и предаваться различным телесным усладам. Все это привлекало маловеров, они охотно соглашались исповедовать религию в таком облегченном формате.

Главным правилом для последователей секты была секретность. Адепты хуруфизма должны были тщательно скрывать свои настоящие идеи от окружающих. Тех, кто раскрывал их тайну, ждала неминуемая смерть от рук защитников тайн секты. В своей переписке они активно использовали различные шифры, в том числе систему абджад. Посторонний мог прочитать их текст в виде стиха или какого-нибудь повествования и при этом не заметить ничего подозрительного, но в таких текстах хуруфитами шифровалась информация, доступ к которой имели только обученные люди. Бекташизм нужен был им только для прикрытия своей деятельности.

Из-за хуруфизма у некоторых людей складывается впечатление, что Бекташ при жизни имел связи с нетрадиционными религиозными группами. Некоторые утверждают, что он даже был наместником Бабы Расуля, объявившего себя пророком и поднимавшего народ на восстания против султанов. Бекташа обвиняют в том, что он не совершал намаз, не соблюдал правила шариата. Однако, при изучении его книги Макалат становится понятно, что он был праведником, исповедовавшим ислам и боровшимся против различного рода нововведений.

Подтверждением тому могут служить сведения, предоставленные автором книги Тирйакуль-Мухиббин в которой говорится об ученичестве Хаджи Бекташа у Ахмеда Ясави, являвшегося представителем традиционного суфийского направления. Также в ней приводится цепочка имен шейхов, передатчиков религиозных знаний, восходящая к праведному халифу Али, да будет доволен им Аллах.

Цепочка шейхов, передатчиков знаний:

Ас-Саййид Бекташ аль – Хоросани, Ахмед Ясави, Абдульхалик Гунждувани, Юсуф Хамадани, Абу Али Фармади, Абуль-Хасан Харкани, Абдулькасим Джурджани, Абу Усман Магриби, Джунейд Багдади, Али, да будет доволен им Аллах (данная цепочка не генеалогическая).

Обитель Хаджи Бекташа

Хаджи Бекташ каждый день приходил на место его будущей обители. Люди говорили между собой: «Наверно Бекташ желает построить здесь обитель, поэтому приходит на это место каждый день». Однажды один из людей, сильно любивших Хаджи Бекташа обратился к его наместнику Сары Исмаилу, рассказав ему о своем намерении построить для Хаджи обитель. Исмаил рассказал об этом Бекташу. Хаджи сказал: «Скажи ему, пусть приведет одного мастера. Мы начертим круг такой величины, которую захотим. Пусть он принесет достаточно камней и обработает их».

Сары Исмаил передал эти слова тому человеку. Он в свою очередь очень сильно обрадовался и тут же привел строителя. Хаджи Бекташ встал со своего места и своей рукой очертил место будущей обители. Строитель принес достаточное количество камней и к вечеру завершил их обработку. На утро все селение увидело построенную обитель. Человек, желавший построить обитель пришел к Сары Исмаилу и сказал, печалясь: «Я привел для строительства этого здания мастера, приобрел камни, я хотел получить награду за строительство, но люди завершили строительство за одну ночь». Сары Исмаил передал слова человека Бекташу. Хаджи выслушал Исмаила и сказал ему: «О, Исмаил! Передай любящему меня человеку, что эта обитель построена не представителями материального мира. Она построена по воле Аллаха за один миг. Саваб за строительство обители записан в его книгу деяний». Исмаил рассказал об этом человеку, возжелавшему духовной награды. Услышав слова учителя, он обрадовался и пал ниц перед Аллахом, совершая поклон в знак благодарности Творцу.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме