Пятница 29 марта 2024 г.
Фаджр
03:55
Восход
06:14
Зухр
12:46
Аср
17:01
Магриб
19:11
Иша
21:04
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Полумесяц – от мифического до сакрального

Полумесяц – от мифического до сакрального

Каждая религия имеет свою символику. Каждый символ несет в себе скрытый смысл. У каждого символа есть своя история возникновения, и, пожалуй, каждый из символов имеет ту или иную трактовку. На наш взгляд, говоря о символе ислама, полумесяце, стоит, в первую очередь затронуть тему влияния луны, а также солнца, как небесных светил на жизнь верующих. Здесь мы не подразумеваем их некое астрологическое или эзотерическое влияние на здоровье, благосостояние или судьбу человека. Конечно же, нет! Но отметим, что такие виды поклонения верующего мусульманина, как совершение намаза, завершение утренней трапезы и начало времени вечерней трапезы в месяц Рамадан определяются движением солнца, то есть в зависимости от расположения данного небесного светила, в течение суток, в исламе определяется начало пятикратных молитв и время трапез. Такие же виды поклонения, как хадж, закят, милостыня аль-фитр и праздничные дни привязаны к определенным датам лунного календаря. Такие аспекты бракоразводного процесса в исламском праве, как выжидательный срок после смерти супруга, иля (клятва, данная мужем о том, что он не прикоснется к своей супруге в течение 4 месяцев) и другие, также определяются лунным календарем, используемым всеми исламскими правоведами, занимающихся рассмотрением широкого спектра вопросов, связанных с религиозной практикой мусульман.

В Коране сказано: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: "Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (Бакара, 189).

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Начинайте поститься, когда увидите новый месяц, и завершайте, когда его увидите. А если небо было неясным, то определяйте» (Бухари, номер 1900 и 1906, от Ибн Умара, Муслим, 2501).

Как видно из приведенных канонических текстов, начало месяца в лунном календаре определяется зарождением новой луны. Данное обстоятельство сделало появление новой луны очень важным явлением в жизни верующих мусульман. Так как она является началом месяца мусульманского календаря, Пророк Мухаммад, мир ему, при виде ее возвеличивал Аллаха и совершал мольбу, прося у Аллаха блага. Данная мольба звучит следующим образом:

«Аллах велик! О Аллах, вознеси его (молодой месяц) над нами безопасностью, верой, благополучием, исламом и содействием тому, что Ты, Господь наш, любишь и что Тебе угодно! Господь наш и Господь твой – Аллах!» (Тирмизи, «Призыв», 51).

Методам определения лунных месяцев посвящены многие трактаты исламских ученых, как прошлого, так и современности, что указывает на особое значение новой луны в исламском праве.

Полумесяц в древних религиозных культах

Говоря о полумесяце, стоит помнить, что, хотя упоминания о нем имеются в Коране и хадисах, как символ религии он первыми мусульманами не использовался, наоборот, полумесяц как религиозный символ использовался многими древними культами, в том числе этот символ имел распространение у тюркоязычных народов. Рассмотрим некоторые примеры.

У древних народов полная луна олицетворяла красоту и изящество, полумесяц символизировал рождение, возрождение, благородную жизнь. Многие народы поклонялись луне, у многих из них существовало множество мифов, связанных с ней. Немало мифов связано с луной и у тюркских народов, большинство которых сейчас исповедует ислам. Один из таких мифов повествует о том, что тюркский богатырь Огуз Хан женился на девушке, созданной из света, от этого союза родились Солнце, Луна и Звезда. Данный миф имеет большую схожесть c шумерской мифологией (Türker-Küyel, s. 521). Часть этих мифов посвящена зарождению тюркоязычных и монголоязычных племен. Так, по словам египетского историка тюркского происхождения, жившего в мамлюкский период Айбека ад-Давадари, праотцом тюрков является Ай-Атам, то есть Отец-Луна (Ögel, I, 485).

В пору, когда уйгуры начали переходить из тенгрианства в манихейство и буддизм, их верховное божество «Кок Тенгри» - (Небесный Тенгри) начал называться «Ай Тенгри» - (Лунный Тенгри). Так уйгуры называли Бога и в период правления династии Хорезмшахов в центральной Азии (Ögel, II, 202-203).

В отношении некоторых тюркских ханов использовалась фраза в виде эпитета: «Ай Танрыда кут булмуш», дословно, «Луна нашла в Боге счастье» (Kafesoğlu, s. 125-126; Caferoğlu, sy. 1, s. 112-114). По мнению турецкого историка Эмеля Эсина, как минимум еще за тысячу лет до рождества Христова древние кочевые народы воспринимали полумесяц со звездой как символ власти и богатства. У более поздних кочевых обществ, в особенности тюркоязычных сохранялась подобная традиция восприятия изображения полумесяца со звездой. Часть родов древних тюрков использовало полумесяц в качестве родовой тамги. Этот символ был также изображен на флагах уйгурских племен, он, в том числе изображался на штандартах государства Караханидов, которое с середины 10 века считалось мусульманской империей, а на караханидских монетах заметны мотивы, напоминающие полумесяц (Esin, I, 313 vd.).

Полумесяц являлся символом бога луны Нанны в шумеро-аккадской мифологии. Этот знак часто встречается на печатях и пограничных камнях Месопотамии. В каждой культуре, где присутствовал бог или богиня луны их символом являлся именно полумесяц (Gray, s. 98-99).

1.jpg

Цилиндрическая печать периода III династии Ура изображающая сидящего царя Ур-Намму, которому божество представляет одного из его вельмож. Надпись гласит: «Ур-Намму, могучий герой, царь Ура, Хашхамер, энси города Ишкур-Син, его слуга». На печати, четко виден полумесяц – символ Нанны.

Полумесяц как религиозный символ использовался не только в Месопотамии, он был широко распространен во многих регионах Ближнего Востока. В египетской мифологии присутствует бог луны Тот, который изображается с короной, опоясанной полумесяцем. Согласно учению зароастризма, один глаз бога Ахурамазды – это луна, второй – солнце.

2.jpg

Тот

На монетах ахаменидских правителей Дария I и Дария II, на которых присутствует их собственное изображение, над их коронами изображен полумесяц (A Survey of Persian Art, VII, 126, 127). На монетах империи Сасанидов в большинстве случаев присутствует изображение полумесяца, иногда присутствует изображение полумесяца со звездой (там же, VII, 251-252). Не исключено, что наличие этих символов на монетах, указанных государств имеет сакральное значение.

Отметим, что жители Месопотамии, древней Индии, ацтеки, майа следили за всеми фазами луны и использовали свои наблюдения для составления календарей и определения дат. Согласно Ветхому Завету и Корану, мудрость создания луны заключается, в том числе в том, чтобы люди могли определять для себя даты календаря. Об этом говорится и в псалмах. В иудейской культуре существует традиция празднования наступления, как новолуния, так и полнолуния в пятнадцатый день каждого месяца. Наблюдения за фазами луны упомянутыми народами отложило на их культуры определенный отпечаток, выражающийся в изображении символа полумесяца на древних фресках, картинах, храмах и книгах.

3.jpg

Полумесяц как символ ислама

Священный Коран часто упоминает новолуние, а как мы знаем во время новолуния луна выглядит в форме полумесяца. «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: "Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (Бакара, 189). В этом аяте употреблено слово «новолуния», в арабском варианте оно звучит, как «ahillah» - это форма множественного числа слова «hilal», что переводится, как «новолуние», «новый месяц», «полумесяц».

В 5 аяте суры Юнус, Аллах упоминает луну, в общем контексте, употребляя слово «kamar»: «Он - Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне - свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет. Все это Аллах сотворил только ради истины. Он разъясняет Свои знамения для людей знающих».

Аяты 39 и 40 суры Ясин вновь говорят нам о луне – «kamar»: Мы предопределили для луны положения, пока она вновь не становится подобна старой пальмовой ветви. Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите. Сравнение со старой пальмовой ветвью указывает на ту фазу луны, когда она становится «hilal», то есть при новолунии обретает форму полумесяца.

Как было указано выше, существует множество хадисов и высказываний ученых о луне и в особенности о новолунии.

Символ полумесяца имел разное значение для разных культур, но так как новая луна в виде полумесяца часто упоминается в аятах и хадисах, возможно, нет ничего предосудительного в том, что часть мусульман считает ее, символом счастья, радости и возрождения. Хотя нельзя забывать, что этот символ изначально использовался различными языческими культами, а позже перешел в исламскую культуру. Момент перехода символа полумесяца в ислам большинство историков связывает с падением Константинополя под ударами турков – османов в 1453 году. Еще до рождества Христова Константинополь, в то время, называвшийся Византом имел герб, на котором был изображен полумесяц со звездой. До прихода в Римскую империю христианства, у каждого города был свой покровитель или покровительница из пантеона языческих божеств того времени. Божеством, покровительствовавшим Византу была греческая богиня луны Диана, именно ее символизировал полумесяц со звездой. После того, как Римская империя перешла в христианство, многие знаки, символы, ритуалы, имевшиеся на вооружении языческих жрецов до этого, успешно перешли в новую религию и обрели иной смысл, связанный с библейскими сюжетами.

Так, после разделения Римской империи на восточную и западную, в Византии полумесяц начинает олицетворять мать пророка Исы Марьям. Это произошло в 330 году н.э., когда император Константин переименовал Византий в Константинополь, а деву Марию объявил покровительницей города. В данном случае произошло буквально лишь изменение имени покровительницы, но основный смысл культа почитания покровительницы, да и образ остались прежними. Сообщается также, что до Византа полумесяц служил гербом египетского города Александрии и города-государства, гордого, непокорного Карфагена.

4.jpg                                                                  5.jpg

Герб Византа (Константинополя) и монета

6.jpgДева Мария с полумесяцем                7.jpgРезное изображение передней части карфагенского корабля. Виден герб Карфагена.

Версия о переходе символа полумесяца в культуру мусульманских народов с момента взятия Константинополя турками является одной из распространенных, но не единственной. По крайней мере, мы можем с уверенностью утверждать, что полумесяц как символ начинает широко использоваться мусульманами в чеканки монет, начиная с X века. Во времена правления халифа Умавии, при правлении наместника провинции Табаристан Умара бин Ала, а также в южном Ираке во времена правления Хаджаджа использовались монеты, которые чеканились в Нишапуре. Это были по своей сути сасанидские монеты с изображением полумесяца со звездой, только в центре монеты имелись надписи с шахадой, басмалой или некоторыми аятами Корана (Tözen, I, 3, lv. 1-36). Во время существования аббасидского халифата, в части независимых от аббасидов мусульманских государствах чеканились монеты с изображением полумесяца. Так, в X – XI вв. в государстве Караханидов чеканились подобные монеты. Рядом с изображением полумесяца или внутри него помещались надписи «лиллях» (ради Аллаха, принадлежит Аллаху), «адль» (справедливость), «илик» (властитель) (Esin, I, 355-356). На одной стороне медных дирхемов, чеканившихся в Мосуле при правлении Насруддина Махмуда Занги изображен полумесяц внутри которого помещено изображение правителя с короной (Treasures of Islam, s. 529). Присутствовал полумесяц и на монетах государства Ильханидов. По сообщению персидского историка Мирханда, правитель Газневидского государства Себук Тегин (около 942-997) использовал полумесяц как символ своего войска (Ravżatü’ś-śafâ, IV, 26).

Как видно из сказанного, мусульманские правители того времени не испытывали к современному мусульманскому символу какой-то неприязни, хотя они прекрасно понимали, что пользуются формой монет сасанидского Ирана – немусульманского, языческого государства, а также символом, пришедшим к ним не от Пророка Мухаммада, мир ему.

8.jpgСасанидские монеты

Солдаты с золотыми полумесяцами

Еще одним аргументом в пользу версии, свидетельствующей о том, что мусульмане задолго до взятия Константинополя начали использовать символ полумесяца являются свидетельства римских летописцев, описывавших войны, происходившие в европейских державах, а также крестовые походы.

Так, по сведению турецкого историка Артина Пашы в 1082 году между императором Рима Генрихом IV и Папой VII Григорием произошел конфликт. Папа Римский в том же году направил против Генриха свою армию в составе которой находились мусульманские бойцы из Сицилии, они носили на груди золотые полумесяцы (Yakup Artin Paşa, I/3, s. 39). Отметим, что данный случай произошел за 17 лет до начала первого крестового похода. Известно также, что Фатимиды, управлявшие Египтом в X-XII веках носили ожерелья в виде полумесяца. Использование мусульманами того времени подобных украшений, частично подтверждают европейские средневековые миниатюры, изображающие крестовые походы. На них мы можем увидеть мотивы полумесяца, как на противниках крестоносцев, так и на их крепостях.

9.jpg

Миниатюры, датируемые 1300 годом нашей эры. Хранятся в музее кафедрального Собора св. Петра в Риме.

Изображения знамен разных городов государства Хафсидов на территории Туниса (1229 – 1574)

Храм «Бога – Христа» и дом Аллаха - от хиляля до креста

К X веку две цивилизации, исламская и христианская вступили на тропу величайшего противостояния. На тот момент, согласно историческим сообщениям, и та и другая сторона уже имели ясную и понятную символику, обозначавшую их культурную и религиозную традицию. На тот момент, крест, будучи не единственным символом христианства имел уже имел широкое применение и ни один купол христианского храма той эпохи не обходился без него. Исторические данные дают повод полагать, что к тому времени полумесяц уже использовался некоторыми мусульманскими государствами и династиями не только, как нательное украшение, элемент нумизматики, или эмблема государства, к тому моменту мусульмане уже водружали полумесяцы на купола мечетей.

Так, в 1099 году, после падения Иерусалима под ударами объединенных войск крестоносцев под командованием Готфрида Бульонского, одна из главных мечетей города, «Купол скалы» была передана ордену монахов-августинцев, которые превратили мечеть в церковь, а на ее купол воздвигли золотой крест (Энциклопедия ислама, VI, 945). Когда султан Салахуддин в 1187 году освободил Иерусалим от крестоносцев, он повелел снять крест с купола мечети и возвести вместо него знак в виде полумесяца концы которого размещались близко друг к другу (Энциклопедия ислама, VI, 945). Задолго до этого, в 1064 году сельджукский султан Алп - Арслан захватил армянский город Ани, он повелел переделать главную церковь города в мечеть. По его повелению с купола храма был снят большой крест и водружен полумесяц, привезенный из города Ахлат (Urfalı Mateos Vekayinâmesi, s. 121, Vardabet, I, 195). В 1124 году грузинская армия ненадолго отвоевала город у мусульман. В этот период храм был вновь переделан из мечети в церковь, купол храма начал снова венчать христианский крест (Turan, s. 6-7).

Полумесяц в тюрко-мусульманском зодчестве Анатолии

Большое распространение обрело изображение символа полумесяца в тюрко-мусульманском зодчестве Анатолии в сельджукский период. Например, на внешней стене мечети Улу Джами в турецком городе Дивриги изображен двуглавый орел по обе стороны которого, а также в основании хвоста птицы изображены три полумесяца.

11.jpg

Двуглавый орел мечети Улу Джами в Дивриги

На стенах главного входа в здание древнего медресе города Коньи, по обе стороны в симметричной форме изображено растение, возможно олицетворяющее древо жизни. Ствол дерева охватывает кольцо в виде полумесяца. Подобное изображение можно также найти на стенах древнего медресе города Эрзрум.

12.jpg

Главный вход в медресе

Полумесяц как символ Османской Империи

Во время правления династии Османов, использование мотивов полумесяца в тюрко-мусульманском зодчестве, архитектуре, нумизматике и геральдике увеличивается. Османское государство с самого начала своего появления имело тенденцию расширять свою территорию. Вместе с ростом границ Османской империи расширялись и культурные каналы, через которые в страны мусульманского востока, Африки, Азии и Балкан проникала культура османской Турции. По этой причине полумесяц при османах стал символом уже всего мусульманского мира, к тому времени полумесяц начал приобретать религиозно-политическую основу.

Доказательством этого утверждения является европейская карта мира XIV века. На данной карте север Африки обозначен флагом с изображением одного полумесяца, территория Средней и Восточной Азии обозначены флагами, на которых изображены три полумесяца. На карте XV века, подготовленной Франческо де Дженазисом на основе его путешествия по Адриатике показаны флаги с изображением одного полумесяца и флаги с двумя полумесяцами (XIV-XVIII Yüzyıl Portalan ve Deniz Haritaları, s. 42-43).

На карте Европы и Северной Африки, изготовленной европейским картографом Джорджио Сидери (1537–1565), территории, входящие в состав Османской Империи обозначаются флагами с изображением полумесяца (XIV-XVIII. Yüzyıl Portalan ve Deniz Haritaları, s. 84-85).

13.jpg

Карта мира Джорджио Сидери

14.jpg

Карта Европы и Северной Африки. Автор: Джорджио Сидери

Мотив полумесяца использовался многими мусульманскими государствами, династиями, военными формированиями. Так, мотивы полумесяца находят на штандартах Андалузского султаната, государства Мамлюков и конечно же Османов. Первое изображение полумесяца в османской государственной символике мы находим на штандарте османского Султана Селима Явуза (1470-1520), хранящегося в музее дворца Топ Капы. В середине полотна изображен зульфикар – двойной меч сподвижника Пророка Мухаммада, мир ему, Али. С обоих сторон меча изображено по три полумесяца. В два нижних полумесяца вписан первый аят 48 суры Корана, который гласит: «Воистину, Мы даровали тебе явную победу». В остальные полумесяцы вписаны слова единобожия: «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха».

Один полумесяц на знамени Селима изображен также в основании рукояти меча, а в полосе, разделяющей верхнюю треугольную часть полотна от основной ее части изображено с десяток небольших полумесяцев. Внутри двух таких вписана фраза «О, Мухаммад!», внутри других изображено большое количество звезд.

15.jpg

Знамя Султана Селима Явуза

В войсках Османской империи при Венской битве 1683 года турками использовалось знамя в виде большого полумесяца на котором было написано свидетельство веры, печать султана Сулеймана, и изображение небольших полумесяцев и звезд (Çygulski, s. 37-50, rs. 9). В морском музее Стамбула хранится штандарт султана Мустафы III (1717-1774), который был изготовлен для него в Багдаде. Длина штандарта составляет 14 м, ширина 5 м, вес 56,5 кг. На штандарте, наряду с изображением тугры султана и аятов из Корана в большом количестве присутствуют изображения полумесяца (Atasoy, s. 42-43). В музее дворца Топкапы находятся вещи, принадлежащие султанам Османской Турции, таким как султан Сулейман II, султан Ибрагим и другим. Среди вещей султанов есть церемониальные одежды, шелковые одеяния и прочее. Практически на всех видах одеяний можно обнаружить мотивы полумесяца. Подобные мотивы встречаются и на султанском троне XVI века, находящегося в упомянутом музее.

Европа начала знакомиться с мусульманским востоком в эпоху крестовых походов, взаимопроникновение обеих культур продолжилось в период правления Османов. Как правило, когда европейцы изображали мусульман и их правителей в своих миниатюрах и гравюрах, они часто использовали при этом мотивы полумесяца.

Так, на европейских гравюрах XVI века, где изображаются султан Сулейман и его супруга Хюррем султан, присутствует и изображение полумесяца. Так на одной из них рядом с портретом султана изображена эмблема с тремя полумесяцами. На гравюре, изображающей Хюррем султан, одежда супруги Сулеймана украшена мотивами данного символа (Ward, s. 17, 51).

16.jpg

Сулейман Великолепный на венецианской гравюре

17.jpg

Венецианская гравюра с изображением Роксоланы (Хюррем султан)

На другой гравюре изображен султан Сулейман, идущий на пятничную молитву, в его руках посох на рукояти которого виднеется полумесяц (Ward, с. 50). Еще одна миниатюра показывает, как Сулейман стоит у ворот мечети, над его головой видно изображение слона, голова которого украшена полумесяцами. Полумесяц в этой миниатюре присутствует и на флаге, и над воротами мечети (Ward, с. 48).

Сулейман II (1642-1691) использовал символ полумесяца со звездой как эмблему своей армии и флота. В верхней части его печати изображен полумесяц с шестиконечной звездой (Kütükoğlu, s. 86; Özdemir, s. 77, 79). Во время правления султана Махмуда II (1784 – 1839) изображение полумесяца со звездой начинается использоваться в официальных документах. На одном из таких документов того времени можно увидеть тугру султана, над ней эмблему государства, а над ней два полумесяца, обращенных друг к другу, между ними помещена четырнадцатиконечная звезда. Помимо этого, на эмблеме государства изображены три полумесяца со звездами (Özdemir, s. 82). На печати османского посла в Париже, направленного туда султаном в 1835 году имеется изображение полумесяца с пятиконечной звездой (Kütükoğlu, s. 90).

Стоит отметить, что изображение полумесяца присутствует, в том числе в европейской культуре, возможно это является следствием культурного обмена с мусульманским востоком. Как пример, можно привести французские гобелены XVI века, где широко представлен полумесяц в виде родового герба.

18.jpg

Один из шести гобеленов «Дева и единорог». На трех знаменах изображены по три полумесяца, флагштоки также украшены этим символом.

Хиляль – скрытое имя Бога

В данной статье мы рассмотрели историю возникновения символа полумесяца, его значения в тех или иных культах, а также различную практику применения. Но помимо всего этого, нельзя оставить без внимания сакральный смысл этого символа. Он имел сакральность, практически во всех культах, использовавших его, не является исключением и ислам, в некоторых формах которого переплетено множество элементов древних культур и религиозных традиций, особенно касающихся религиозной символики. Мы сказали, что в древних культах полумесяц являлся обозначением того или иного персонажа различных языческих мифологий, но и в исламе он имеет подобный скрытый смысл.

Дело в том, что в арабском языке имеется система обозначения чисел с помощью арабских букв. Сама система имеет название Абджад. Эта система была унаследована арабами от других семитских племен. Помимо этого, в исламской философии некоторые буквы обозначают какие-либо абстрактные явления или что-либо глобальное. Например, буквой «алиф» обозначается единство Аллаха, а буквой «ба» вселенная. Использование абджада встречается в исламском зодчестве. Если посмотреть на старинные фонтаны Стамбула, то мы увидим на табличках этих фонтанов тексты, в которых есть информация об архитекторе, строителе, меценате, приложивших усилие в создании данного объекта. Нередко на них имеются тексты с добрыми пожеланиями для них. Но часто можно заметить, что не указывается дата строительства фонтана или иного старинного объекта, но это лишь на первый взгляд кажется, что ее нет, на самом деле она есть и она скрыта в буквах арабского алфавита, выстроенных по системе абджад. Чтобы понять связь сказанного с обсуждаемой нами темой, нужно вывести числа из арабских букв, которыми обозначается слово «Аллах». И так, попробуем:

kisspng-islam-yavuz-sultan-selim-mosque-quran-religion-god-5ad881c7b15b86.9107617515241384397265 (1).jpg

алиф + лям + лям + һа = 1 + 30 + 30 + 5 = 66

Мы взяли цифровое значение каждой буквы слова «Аллах», сложили их и получили цифру – 66.

Какое отношение это может иметь к нашей теме, к полумесяцу?

Вспомним как по арабски звучит слово полумесяц.

هلال

hilal

Да, хиляль. Выведем цифровое значение арабских букв этого слова:

hа + лям + алиф + лям = 5 + 30 + 1 + 30 = 66

Получилось 66, как и в слове «Аллах».

Есть еще один символ, который часто использовался в архитектуре Османской Турции. Это тюльпан.

21.jpg

Lâle

Это персидское слово, обозначавшееся в османский период арабскими буквами. Почему в архитектуре турецких мечетей много изображений мотивов тюльпана? Чтобы ответить на этот вопрос нужно применить абджад:

лям + алиф + лям + hа = 30 + 1 + 30 + 5 = 66

У всех трех слов одно суммарное значение букв - 66. Два последних слова указывают на первое, то есть на слово «Аллах». Соответственно, символ полумесяца, используемый мусульманами с давних времен, хоть и был заимствован у других культур, но все-таки имеет скрытый, сакральный смысл, указывающий на имя единого Создателя – Всевышнего Аллаха.

Заключение

На сегодняшний день, полумесяц как официальный символ используется организацией Красный полумесяц, созданный в Османской империи как аналог Красного креста. Полумесяц является официальной эмблемой организации Зеленый полумесяц, ведущей борьбу с распространением наркотиков и алкоголя. Полумесяц изображен на государственных флагах таких государств, как Азербайджан, Алжир, Камерун, Турецкая республика Северный Кипр, Малайзия, Мавритания, Пакистан, Сингапур, Тунис, Туркменистан, Турция и других.

Полумесяц начал широко использоваться мусульманами с X-XI веков в противовес религиозной символике христиан, которые использовали на тот момент как религиозный символ крест. С взятием Константинополя турками использование символа полумесяца многократно расширилось (Yakup Artin Paşa, I/3, s. 39, 49). Полумесяц по праву может считаться символом ислама, так как в Коране и хадисах многократно упоминается новолуние, которое имеет форму полумесяца. Более того, Аллах в Коране часто клянется этим небесным светилом, а цифровое значение букв слова «хиляль» - (полумесяц) имеет одинаковое суммарное значение с буквами слова «Аллах». Кроме того, в истории ислама неизвестно, чтобы кто-либо из ученых-богословов прошлого и современности говорил о запретности использования полумесяца, как религиозного символа. Если учитывать то, что в исламском мире, на протяжении всего существования учения Пророка Мухаммада, мир ему, возникало множество споров и смут относительно различных вопросов, касающихся религиозных и политических убеждений, то возникновение споров относительно применения мусульманами полумесяца, документально не зафиксировано.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме