Ислам уделяет особое внимание браку и всячески поощряет вступление в него человека при достижении им совершеннолетия, если он готов к этому материально. Это объясняется тем, что бракосочетание помогает человеку оберегать взоры от всего запретного, защищает его от совершения прелюбодеяния и прочих не подобающих деяний.
Аллах создал мужчину – праотца человечества Адама – и создал для него из его же плоти супругу - Хаву с тем, чтобы они в своем союзе обрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие. Установление между супругами любви, милости – знамение Аллаха: «Из Его знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют!».
Бракосочетание является Сунной и качеством, присущим Пророкам. В хадисе Посланника Аллаха (с.а.в.) говорится: «Брак является моей Сунной, кто избегает моей Сунны, тот избегает и меня». Имеется множество хадисов, в которых однозначно рекомендуется заключать брак не только во избежание вступления на путь заблуждений, разврата, прелюбодеяния, т.к. брак оберегает от всего вышеперечисленного, но и с целью получения вознаграждения от Всевышнего.
Выдающийся ученый и имам аль-Газали отмечал, что достоинство и преимущество женатого мусульманина над холостым такое же, как воюющего на пути Аллаха над остающимся дома. И один рака‘ат намаза женатого дороже и высокочтимее семидесяти рака‘атов неженатого человека.
Создание семьи путем заключения брака, как соблюдение долга перед Аллахом и Сунной Пророка Мухаммада (с.а.в.), влечет за собой ряд важных социальных аспектов:
1. Удовлетворение потребности человека в продолжении рода.
Рождение ребенка является одной из важнейших целей, ради которых и создается семья. В результате рождения ребенка родители приобретают:
а) благоволение и довольство Аллаха, т.к. они совершают богослужение, стремясь рождением детей продолжить и сохранить человечество на земле;
б) любовь Посланника Аллаха (с.а.в.), т.к. увеличивают его общину;
в) благословение Аллаха из-за мольбы (ду’а) праведных детей к Аллаху после смерти родителей;
г) заступничество ребенка за родителей, если ребенок умер еще в раннем возрасте. Чтобы удостоиться этого, родители должны проявлять терпение и довольство Волей Всевышнего. Говоря о родителях, потерявших своих детей, Пророк (с.а.в.) сказал: «Их маленькие дети пребудут в Раю, они встретят своих родителей и возьмут их за руки и не отпустят их до тех пор, пока Аллах не введет их в Рай».
Посланник Аллаха (с.а.в.) рассказывал, что в Судный день дети, умершие в младенчестве, соберутся на том месте, где все будут отчитываться за свои деяния. Ангелы будут вводить детей в Рай, а они же останутся стоять у ворот. Детям скажут, чтобы они зашли в Рай, т.к. они не будут отчитываться. Когда дети поинтересуются о месте нахождения их родителей, ангелы ответят, что их родители нечисты, потому что они грешили, и теперь им придется отвечать перед Аллахом. Дети начнут кричать и поднимут шум у ворот Рая. Аллах спросит о причине их криков. Ангелы ответят, что дети мусульман отказываются войти в Рай без родителей. ТогдаАллах прикажет ангелам провести родителей вместе с детьми в Рай.
Рождение ребенка становится началом нового этапа в развитии семьи, когда семья принимает на себя большую ответственность за будущее общества. Рождение детей является большим счастьем для супругов. Не зря сказано Пророком (с.а.в.), что в доме, где есть дети, присутствует благодать, и чем больше детей, тем больше благодати. Даже воспитание детей облегчается с увеличением их количества. Родители получают вознаграждение от Аллаха за заботу о детях, а также за благие деяния, совершенные детьми. Однако если воспитание детей не будет проходить на должном уровне и дети станут совершать зло, то родители могут получить такой же грех, что и дети. Необходимо уделять максимум внимания воспитанию детей, поскольку это тоже является основой счастья родителей как в земном мире, так и в вечном.
2. Удовлетворение интимных потребностей человека.
Правильное удовлетворение этих потребностей ни в коем случае не осуждается исламом, а, напротив, одобряется и даже считается святым деянием, за которое уготовано великое воздаяние. Тем самым человек оказывается защищенным от козней сатаны, предохраняет свои глаза от запретного, а себя от прелюбодеяния. В то же время ислам настаивает на сдержанности и соблюдении мер в этом вопросе, подобно удовлетворению всех остальных потребностей человека.
3. Обретение супругами особого душевного спокойствия, гармонии и умиротворенности, которую можно рассматривать как психологический фактор воздействия брака на человека.
4. Уменьшение для мужчин забот о домашнем хозяйстве (приготовление еды, уборка, стирка и т.д.) и для женщин забот, связанных с материальным обеспечением.
5. Удовлетворение особых эмоциональных потребностей, которые возможны только в условиях семейной жизни.
В пору половой зрелости человек ощущает, что хочет любить и быть любимым. Он желает найти для себя объект любви, влюбляется, зачастую разочаровывается и ищет новых чувств. Многие молодые люди тратят драгоценное время своей юности на эти поиски, расшатывая свою нервную систему от бесконечных эмоциональных стрессов, и, в конечном счете, как правило, с разбитыми надеждами и неудовлетворенные жизнью встречают свою старость. А ведь они могут обрести взаимность в браке, живя со своей любимой в мире, согласии и взаимопонимании. Созданная таким образом семья, соответствующая нравственным принципам ислама, дает человеку большое наслаждение и радость жизни. Она – гарант стабильности и успеха, семейного счастья и благополучия. Таким образом, потребность в том, чтобы любить и быть любимым – это внутренняя и естественная потребность человека, которая наилучшим образом удовлетворяется в семейной жизни.
Во многом, именно благодаря браку, человек может сопротивляться своему нафсу, своим страстям, выполняя свои обязанности, обучая и направляя свою супругу и детей на путь Всевышнего Аллаха. Предписание ислама о заключении брака в равной степени применимо как к женщине, так и к мужчине.
Р.М. Нургалеев, «КЛАССИЧЕСКОЕ ИСЛАМСКОЕ СЕМЕЙНОЕ ПРАВО», (Казань,2016)
Источник: al-hakk